Произвольное (преднамеренное) внимание — это внимание, которое осознанно направляется и регулируется. Оно связано с усилиями воли и подчиняется, как правило, специально поставленной цели.
Особенности произвольного внимания
Основа произвольного внимания представлена управлением осознаваемой целью. Этот вид внимания нельзя представить без определенного волевого усилия индивида и становления его в процессе деятельности. От этого произошло его второе название — волевое внимание (активное, преднамеренное).
Если человек принимает решение заняться определенным видом деятельности, то он реализует данное намерение путем осознанного нацеливания внимания на то, что у него может не вызывать интереса. Те не менее, этим необходимо заниматься для достижения цели. Ведущая функция произвольного внимания заключается в высокоактивном управлении протеканием психологических процессов.
В качестве детерминант произвольного внимания в соответствии с его происхождением выступают показатели не биологического, а социального характера. Этот тип внимания не формируется в детском организме, а развивается в процессе взаимодействия со взрослыми. Вопреки значительным отличиям от непроизвольного внимания, произвольное внимание невозможно без эмоций, интересов и опыта жизни.
Вне зависимости от разницы между произвольным и непроизвольным вниманием, их не нужно разрывать и противопоставлять. Произвольное внимание развивается из непроизвольного, развить произвольное внимание не получится просто так. Фундамент для его становления включает следующие составляющие:
- Интересы,
- Желания ребенка,
- Увлечения.
Ведущая функция произвольного внимания представлена активным регулированием протекания психических процессов. Исследователи обратили внимание на феномен произвольного внимания в качестве деятельности, которая направлена на регулирование поведения, сохранность стабильной избирательной активности.
Характеристики произвольного внимания
В первую очередь для дошкольного возраста важна целенаправленность внимания. Она определяется задачами, которые человек начинает выдвигать перед собой в определенной деятельности. Также это организованный характер деятельности, когда дошкольник проявляется стремление быть внимательным к некоторому предмету.
Ребенок осознанно ставит цели, активизируя необходимые для их выполнения психические процессы. Устойчивость внимания он начинает удерживать достаточно долгое время, определяя деятельность задачами или планом, через которые выражает свои намерения.
Причины, которые детерминируют произвольное внимание:
- Интересы ребенка, которые побуждают его заниматься соответствующим видом деятельности;
- Понятие долга и обязанности, которые диктуют необходимость как можно эффективнее выполнить определенный вид деятельности;
- Сформированность произвольного внимания, отражающая направленность интересов личности и обозначающая его персональные и волевые качества.
Еще А. А. Ухтомский писал, что непроизвольным вниманием «командуют» (распоряжаются) объекты внешнего мира, а «хозяином» произвольного внимания выступает сама личность взрослого человека или ребенка.
Развитие и формирование произвольного внимания
Вопрос развития произвольного внимания в дошкольном возрасте рассматривали многие исследователи. Изучали природу произвольного внимания Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев, давая обоснование значению общественно-исторических условий жизнедеятельности в его возникновении.
Ученые утверждали, что любой человек в процессе собственного развития получает возможность приобрести способы организации внимания. Они сложились исторически. Выготский и Леонтьев на опытах доказали, что становление произвольного внимания в онтогенезе побуждают взрослые люди с помощью слов и указательных жестов. Этим они привлекают внимание детей к определенным аспектам окружающего мира.
В дальнейшем ребенок самостоятельно использует новые средства в ходе организации своего внимания. Рассматривая данный феномен, можно сказать, что внимание начинает приобретать произвольную направленность. Ключевым преобразованием в дошкольном возрасте, по мнению Л.С. Выготского, являются первые попытки осознанного управления своим вниманием, сознательного нацеливания его на нужные объекты, явления, концентрация на них.
Выготский полагал, что истоки произвольности внимания расположены вне личности дошкольника. На это утверждение П. Я. Гальперин ответил, что детское внимание в любом случае проявляется через фиксированные точные психические процессы.
В 4-5 лет у ребенка появляется умение нацеливать внимание. Для этого он следует непростой инструкции взрослого. В 5-6 лет под влиянием самоинструкций происходит появление простейших форм произвольного внимания. В этот момент внимание наиболее стабильно в рамках динамичной деятельности, в играх при взаимодействии с предметами, при определенных действиях. В 7 лет происходит дальнейшее развитие и совершенствование внимания, включая его волевой аспект. В старшем дошкольном возрасте растет объем внимания, его устойчивость и развивается произвольность.
Особенная роль в развитии внимания в старшем дошкольном возрасте представлена речи, которая предусматривает тесную связь между произвольным вниманием и речевым развитием. Развитие произвольного внимания у дошкольников проявляется на начальной стадии через соподчинение собственного поведения речевой инструкции значимых взрослых.
Далее, в процессе усвоения речи, дошкольники подчиняют свое поведение персональным речевым инструкциям. В этой ситуации опора произвольного внимания, как правило, представлена внутренней речью. Можно наблюдать связь, возникающую между развитием речи и вниманием. Так, чем лучшим образом сформирована речь у дошкольника, тем выше будет степень формирования восприятия (раньше происходит становление произвольного внимания).