Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие внимания детей в раннем и дошкольном возрасте

Все предметы / Психология / Развитие внимания детей в раннем и дошкольном возрасте
Определение 1

Внимание – это избирательный психический процесс, позволяющий отобрать и контролировать актуальную в данный момент времени информацию о тех или иных явлениях либо объектах внутренней или внешней среды.

Особенности внимания у детей в раннем возрасте

В раннем детстве развитие внимания осуществляется в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Ребенок начинает самостоятельно передвигаться, что делает для него доступной широкую область предметов и расширяет круг внимания. Перемещение в пространстве позволяет малышу начать использовать новые возможности, производить выбор объекта, на котором он концентрирует внимание.

Ребенок в раннем дошкольном возрасте осваивает назначение, функции предметов, совершенствует действия с ними. Все это позволяет, с одной стороны, направить фокус внимания на большее количество аспектов и признаков объектов, а с другой, позволяет совершенствовать свойства самого внимания (распределять, переключать).

По причине овладения речью малыши учатся удерживать внимание не только на предметах, но и на фразах (словах), начиная реагировать на инструкции взрослого. Изначально инструкции должны быть краткими и указывать на знакомые ребенку действия или предметы (например, «Принеси игрушку», «Возьми ложку»). Дети в этот период способны выслушивать короткую просьбу до конца, впоследствии выполняя действие в соответствии с ней.

В процессе постижения речи у малышей растет внимание к слову, включая его значение. Теперь они, не имея наглядной опоры, начинают внимательно слушать короткие стихи, сказки, песни. Особенно это легко получается, если этот процесс сопровождается выразительностью речи и мимики.

Развитие речи способствует появлению элементов произвольного внимания, чем может руководить взрослый. В этом случае слова начинают выступать в качестве средства организации внимания.

Сложности и особенности развития внимания

В раннем дошкольном возрасте ребенок начинает выполнять интересную деятельность. Этот процесс может занимать 8-10 минут, но при этом малыш испытывает существенные трудности при переключении и распределении внимания. Он часто так погружен в свои действия, что перестает слышать слова взрослого. Например, рисуя, он может не заметить, что уронил емкость с краской, не проявляет реакцию на замечание взрослого ее поднять.

Готовые работы на аналогичную тему

С другой стороны, детское внимание очень слабо фиксируется на предмете или деятельности, обладает низкой устойчивостью. Оно как бы скользит по поверхности и не проникает вглубь. По этой причине ребенок быстро прекращает то, что начал. Например, так увлеченно играв с куклой, ребенок видит у сверстника машинку — и сразу же забывает про куклу.

Способность концентрировать внимание выражается также в том, что ребенок может фиксировать незначимые, но самые яркие признаки объектов. Как только начинает пропадать их новизна, происходит потеря эмоциональной привлекательности, угасание внимания.

Необходимо рассмотреть несколько особенностей развития внимания в раннем дошкольном возрасте:

  • Расширение перечня предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых способен сосредоточиться дошкольник;
  • Сосредоточение на выполнении несложных инструкций взрослых людей, слушание литературных произведений, внимательность к слову и речи в целом;
  • Формирование под влиянием речи предпосылок для развития произвольного внимания;
  • Отсутствие концентрации и устойчивости;
  • Сложности в переключения и распределении.

В дошкольный период изменения относятся ко всем типам и свойствам внимания. Так, происходит рост его объема: дошкольник уже действует с 2-3 предметами. В это время растет возможность распределять внимание по причине автоматизации большинства действий, внимание становится более устойчивым. Ребенок уже может выполнять под руководством воспитателя некоторую работу, пусть даже не всегда интересную для него.

Малыши могут уже не отвлекаться, если понимают, что дело необходимо завершить. Это происходит, даже если появляется более привлекательная перспектива. Поддержка устойчивости внимания, фиксация его на объектах может определяться через развитие любознательности и соответствующих познавательных процессов.

Аспекты развития внимания у детей раннего дошкольного возраста

Устойчивость внимания в раннем дошкольном возрасте полностью зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте от 4 до 7 лет долгие отвлечения может вызывать шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. В течение дошкольного детства длительность отвлечений, которые вызваны раздражителями, снижается (растет устойчивость внимания). Самое резкое снижение продолжительности отвлечения можно наблюдать в период от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания у младшего дошкольника связано с изменением организации его жизни. В этот период происходит освоение игровой, трудовой и продуктивной деятельности. В возрасте 4-5 лет дети направляют собственные действия под влиянием взрослых людей. Воспитатели все чаще говорят дошкольникам: «Будьте внимательными», «Слушайте внимательно», «Смотрите внимательно». При выполнении требований взрослого, дети получают возможность управлять своим вниманием.

Для развития произвольного внимания характерно усвоение средств управления им. Первоначально этот процесс представлен внешними средствами, указательным жестом, словом. Таким образом, развитие послепроизвольного внимания осуществляется с помощью становления произвольного внимания. Оно тесно связано с привычкой прилагать волевые усилия в процессе достижения цели.

Существует несколько особенностей развития внимания в дошкольном возрасте:

  • Значительный рост концентрации, объема и устойчивости;
  • Формирование элементов произвольности в процессе управления вниманием на основании развития речи и познавательного интереса;
  • Переход внимания к опосредованному характеру;
  • Появление элементов послепроизвольного внимания.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис