Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование позитивных взаимоотношений подростков с родителями

Положение подростков в семье

Определение 1

Позитивные отношения – это полное принятие личности независимо от того, что она говорит и что делает.

Этот термин гуманистической психологии является ключевым элементом психотерапии, центрированной на пациенте.

Проблема взаимоотношений с родителями относится к основным проблемам и чем старше ребенок, тем труднее взаимоотношения.

Семейные обстановки бывают разные и, исходя из этого, все семьи можно разделить на пять групп:

  1. семейные отношения между родителями и детьми близкие и дружеские;
  2. семьи с доброжелательной атмосферой;
  3. семьи, где родители ограничиваются вниманием к учебе детей и их быту, а детскими увлечениями пренебрегают;
  4. семьи со слежкой за ребенком и рукоприкладством;
  5. семьи с пьющими родителями.

Важными родительскими качествами являются последовательность и твердость. Большое количество запретов со стороны взрослых отрицательно скажутся на взаимоотношениях, а подростковый возраст пройдет без осложнений, если родители будут уравновешены и спокойны.

Здоровой, нормальной потребностью подростка является его стремление к независимости. Игнорирование права ребенка на независимость может привести к тому, что ребенок вырастет покорным и не сможет осознать свое место в жизни.

Неправильно считать подростка беспомощным, нуждающимся в постоянных заботах, поддержке и советах.

Специалисты советуют родителям на действия подростка реагировать не изменением своего внутреннего состояния, например, обидой, а изменением своего внешнего поведения, потому что ребенок обучается по действиям и поступкам родителей.

Довольно часто ребенок не стремится свои внутренние проблемы разделять с родителями, а критика, мораль, приказы и уговоры со стороны родителей приводят к тому, что подросток отворачивается от родителей, свои чувства и проблемы держит при себе. В подобных случаях важно не то, что родители мало разговаривают с ребенком, а важно то, как они с ним разговаривают. Неверно выбранный тон и сарказм расцениваются подростком как пренебрежение к своей личности. Родительская поддержка ребенку может проявляться через улыбку, похлопывание по плечу, кивком головы, взглядом в глаза, прикосновением.

«Формирование позитивных взаимоотношений подростков с родителями» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Разговор с подростком будет бесполезным, если он почувствует родительскую неискренность.

Подросткам свойственны такие характерологические реакции:

  • реакция эмансипации,
  • реакция оппозиции,
  • реакция компенсации,
  • реакция гиперкомпенсации,
  • реакция группирования со сверстниками.

Взаимоотношения родителей и подростков

В детском возрасте между родителями и ребенком выстраиваются самые близкие взаимоотношения, но к подростковому возрасту, эта связь нарушается. Родители меняют свое отношение и свой стиль воспитания – часть родителей такой переход ребенка к взрослой жизни воспринимают адекватно и стараются поддержать ребенка и быть рядом, а другие, наоборот, всё воспринимают в штыки и стараются показать свое родительское превосходство.

Семья должна быть готова «отпустить» подростка и предоставить ему права и свободы, в противном случае проблемы из-за разных взглядов на самостоятельность приведут к многочисленным проблемам.

Результаты воспитания и общее благополучие ребенка зависят от того, как проходит общение.

Правила эффективного общения родителей с подростками. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Правила эффективного общения родителей с подростками. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В любое время, несмотря на то, что подросток стремится быть самостоятельным, он нуждается в теплом родительском отношении. Любовь, забота и уважение со стороны родителей, дают подростку возможность чувствовать себя значимым и любимым, и его самооценка становится адекватной.

Обычно трудности и конфликты между родителями и подростком являются причиной противоречий, когда родители не хотят ничего менять в своих отношениях, а подросток считает себя вполне взрослым человеком. Самостоятельное разрешение этих противоречий значительной части семей не по силе, тогда необходима психолого-педагогическая поддержка специалистов образовательных учреждений.

Проведенные исследования ученых говорят о том, что как семья в целом, так и родители, в частности, могут явиться источником неврозов у подростка. Д.Н. Исаев, например, считает, что сложившиеся ещё в раннем детстве неблагоприятные отношения с родителями могут провоцировать депривации, лишают подростка выбора правильных жизненных стратегий, мешают конструктивной социализации. Другие авторы говорят о том, что к неблагополучию подростков приводят особенности семьи, где дети вовлекаются в родительский конфликт, где семейные отношения запутаны, и очень сложно понять, кто прав, а кто виноват. В результате ребенок не может научиться созданию нормальных отношений в семье, не понимает, как пережить сложные моменты в жизни и, самое главное, не понимает, можно ли обойтись без конфликтов со старшими и что они для этого должны делать.

Немаловажным фактором является сила личного примера и это необходимо учитывать в общении с подростком. Родители были для ребенка, пока он был маленьким, примером для подражания, но под влиянием окружения, физических изменений, нравственные ориентиры начали меняться, однако воспоминания, любовь и благодарность никуда не ушли. С одной стороны, подросток как бы низвергает родителей с обожествляющего пьедестала, а с другой стороны – ищет в родителях возможность, чтобы зацепиться и подтянуться до уровня «взрослый», «самостоятельный».

Быть родителем – это сложный вид творческой деятельности, потому что ребенок активное существо со своей собственной волей, потребностями и желаниями, а отсюда, задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка быть человеком, научить его творить свою жизнь и себя, быть просто счастливым.

Замечание 1

Ребенок может родиться либо здоровым, либо больным, а вот трудным его делают семья и общество.

Формирование позитивных взаимоотношений подростков с родителями

Слово обладает огромной силой, слово может убить, оскорбить, разрушить, а может вселить в человека веру и сделать счастливым. Особенно восприимчивы к слову дети. Самыми трудными для родителей словами являются «да» и «нет».

Психологический анализ семейного общения показывает, что слова «нет», «нельзя», «не надо» на всех этапах развития человека опережают более демократичные «да», «можно», «давай». Безусловно, границы дозволенного должны присутствовать, правда, для каждого возраста они разные. Например, маленьким детям опасна игра с маникюрным набором, а взрослым детям опасно пренебрегать диапазоном приемлемости в сексуальных отношениях. Однако в системе отношений с ребенком любого возраста, считают специалисты, лучше говорить больше «да», нежели «нет» и, прежде всего, потому что это проявление уважения к личности ребенка и шансы остаться друзьями.

Принцип согласия между поколениями в одной семье зависит от того, как в процессе взаимоотношений происходит корреляция «да» и «нет».

В семейном общении существует ещё один очень важный психологический фактор – это умение сказать, что вы не правы, умение извиниться. Родителям не стоит бояться признавать свою неправоту, потому что это верный способ завоевать уважение со стороны своего ребенка.

В процессе общения родителям не надо быть сентиментальными, надо быть просто нежными.

В школьный период развития ребенка роль внутрисемейного общения значительно возрастает. Большое значение приобретает оценка личности ребенка окружающими, а критерии оценки родителей могут не совпадать с оценкой одноклассников и школы.

Любовь родителей отличается постоянством, но с возрастом ребенка к умилению добавляется жалость, потому что родители, с одной стороны, способны преувеличивать мелкие достоинства и небольшие успехи своего ребенка, а с другой стороны – недооценивают серьезные ошибки, заблуждения и недостатки. Преувеличенные мелочи не позволяют объективно оценить личностные качества, взаимоотношения и поведение своего ребенка в школе.

В этом возрасте мнение подростка о себе очень важно, а формирование адекватной самооценки необходимо начинать в раннем детстве. Адекватная самооценка дает направление развитию мировоззренческих и поведенческих особенностей. В процессе её формирования большее значение играет не оценка родителей, а оценка товарищей и сверстников. В системе внутрисемейного общения это важно учитывать, потому что доверительные отношения формируются в течение длительного времени.

Дата последнего обновления статьи: 19.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot