Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование нравственного сознания у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии

Определение 1

Нравственное сознание – это совокупность определённых чувств идей, воли, норм, принципов, благодаря которым человек получает возможность отличать добро от зла.

Понятие нравственного сознания

В пределах нравственного сознания психологи рассматривают 2 уровня: психологический и идеологический. Помимо того, нравственное сознание может быть индивидуальным, групповым и общественным. В истории общества моральные требования часто вступали в противоречие с устремлениями людей, что в нравственном сознании отражается как мысль о вечном конфликте между своими желаниями и долгом, практическими расчетами и возвышенными мотивами. Это стало основой для формирования ригористической традиции. В ее русле находятся следующие этические концепции:

  • Стоицизм,
  • Кантианство,
  • Христианство,
  • Восточные религии.

На психологическом уровне находится бессознательное, чувства и воля. В бессознательном могут проявляться остатки инстинктов, естественные нравственные законы, психологические комплексы и др. Оно чаще всего предстаёт как субъективное основание нравственного выбора. Бессознательное лучше всего исследовано в рамках психоанализа (З. Фрейд).

Идеологический уровень нравственного сознания состоит из норм, принципов, требований, обязательств, позволений. Нравственная норма представляет собой правило действий человека, которое сформулировано его разумом на основании соответствующих моральных ценностей.

Нормы необходимо рассматривать в качестве одного из важнейших элементов нравственности в целом. Это связано с регулятивной функцией морали, которая становится важнейшей социальной функцией. Тем не менее, нормы имеют большое значение не только в морали, но и в политике, праве, религии и прочих областях.

Роль игротерапии и игровой деятельности в развитии нравственного сознания

«Формирование нравственного сознания у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В дошкольном возрасте на седьмом году жизни у ребенка происходит дальнейшее развитие саморегуляции поведения. Это обусловлено освоением норм и правил. На них дети все больше ориентируются, начиная также выработку собственных нравственных представлений. По этой причине поведение детей в старшем дошкольном возрасте становится менее зависимым от отношения к окружающим.

Так, некоторые 6-летние дети справедливо распределяют роли, делятся игрушками. Они начинают иногда отказываться от собственных желаний и интересов (например, добросовестное выполнение обязанностей дежурного, пока другие дети играют в интересные игры).

Формирование нравственных представлений дошкольников происходит под воздействием следующих факторов:

  • Влияние семьи;
  • Влияние окружающей действительности;
  • Общение в детском саду;
  • Целенаправленная систематическая работа педагогов.

В содержании культуры поведения дошкольника выделяется несколько компонентов, включая культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки, культуру взаимоотношений.

Развитие культуры деятельности у ребенка – означает воспитание у него умения содержать в порядке место, где он играет, трудится, занимается. Этот тип культуры предполагает такие качества, как умение доводить до конца начатое дело, бережное отношение к вещам и игрушкам.

У дошкольников в старшей группе необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения. Они должны получить привычку играть и заниматься в группах, уметь подчиняться требованиям взрослого и установленным нормам поведения. В своих поступках они предпочитают следовать примеру хороших людей (положительному, героическому персонажу).

Игротерапия помогает развивать, обогащать и воспитывать нравственные чувства детей, формируя способность управлять ими. В этот период воспитываются нравственные чувства, которые определяют отношение дошкольников к окружающим людям, к труду, к природе, к важнейшим событиям в обществе. Таким образом, для эффективного решения задачи развития основ нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста требуется создание условий для организации занятий, игровой и самостоятельной деятельности.

Игровые методики формирования нравственной сферы

Нравственные качества старшего дошкольника формируются с помощью игровых ситуаций и методик, которые предусматривает игротерапия. Ребенок учится поступать правильно в специально созданных и проблемных ситуациях. Создание ситуаций помогает ему самому обдумать свой поступок, принимая решения и формулируя вывод о его «правильности».

Важно то, чтобы детям была интересна и понятна созданная для него игровая ситуация. Если они затрудняются в принятии решений, то педагог может подсказать и направить. После проигрывания ситуаций необходимо обсудить с воспитанниками их отношение к ней (как они считают, было ли принято правильное решение или нет).

На выявление нравственной сферы дошкольников направлены такие методики, как «Сюжетные картинки» и «Незаконченные истории». Они показывают наличие и адекватность нравственных представлений и норм, соответствие поведения нравственным нормам и правилам, воплощение нравственных качеств. Дети должны правильно разложить картинки и обосновывать свои действия. В этом случае можно говорить о сформированности нравственных представлений и понятий. Нравственные правила поведения соблюдаются при условии требовательности и контроля, нравственные качества. Если они не всегда воплощаются, то это соответствует среднему уровню развития нравственных качеств.

Для развития нравственного сознания у старших дошкольников педагогу необходимо составить тематический план комплекса игровых ситуаций. Методики могут включать «Чудо-дерево» (методика развивает у дошкольника понятия «хорошо» и «плохо»), «Лабиринт» (развитие чувства ответственности за других людей), «Дерево дружбы» (обучение оценке своих и чужих поступков) и др. Усвоить знания о морально-нравственных ценностях детям поможет театрализованная игровая ситуация «Моя семья».

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot