Сущность понятия «этническая идентичность»
Этническая идентичность - это составная часть социальной идентичности, которая проявляется в осознании личностью своей принадлежности к определенной этнической общности. Это одновременно ощущение тождества Я и этнической общности и отделенности от других общностей.
Этническая идентичность, как и любая другая, является неотъемлемым механизмом формирования Я.
Этническая идентичность имеет определенную структуру, в которой выделяют 3 основных компонента:
- когнитивный: данный компонент представляет собой совокупность знаний и представлений об особенностях той этнической общности, к которой себя относит человек, понимание тех этнических признаков, на основании которых он себя относит к данной общности;
- аффективный: данный компонент представляет собой систему аттитюдов - оценок качеств той общности, к которой человек принадлежит, характер отношения к ней, степень значимости членства в данной общности, удовлетворения от пребывания в ней;
- поведенческий: данный компонент представляет собой совокупность поведенческих проявлений, характерных для члена данной общности, способы самопроявления в конкретных этноспецифических ситуациях.
Этническая идентичность - это пластичное понятие, которое обладает динамическим характером. В связи с этим, выделяют множество форм и видов идентичности:
- осознанная и бессознательная: человек причисляет себя к одной общности, но ведет себя, как представитель другой либо причисляет себя к одной общности и ведет себя соответственно;
- позитивная и негативная: человек благоприятно оценивает свою общность, гордится ею и хочет принадлежать к ней дальше, либо человек негативно оценивает свою общность, хочет выйти из нее и войти в другую;
- нормотипичная и этноцентричная: благоприятное отношение к своей общности и другим либо некритичная оценка своей общности, замкнутость именно на самой общности, ощущение ее превосходства;
- подлинная и декларируемая: человек ощущает свою принадлежность к конкретной общности либо лишь называет себя представителем конкретной общности, но сам себя относится к другой
Особенности формирования этнической идентичности
Большое значение в формировании этнической идентичности имеет статус этнической общности: например, если конкретное этническое сообщество имеет высокую степень дискриминации в геополитическом масштабе, то человек, принадлежащий к данному сообществу, может ощущать собственную малоценность, стремление отказаться от данной идентичности. Равно как и в случае, если конкретная этническая общность имеет вес в социальном и историческом плане, человек может ощущать превосходство, стремление доминировать над другими.
Степень моноэтничности и полиэтничности также оказывает существенное влияние: если ребенок рождается в семье моноэтнического склада, то формирование его этнической идентичности происходит естественно, ребенок включается в свою культуру и овладевает необходимыми социально-культурными компетенциями, приобретая моноэтническую идентичность. Если же среда полиэтническая, то человек приобретает либо биэтническую идентичность, овладевая компетенциями двух культур, либо маргинальную идентичность, находясь между двумя культурами, и не овладевая никакой из них, либо приобретает измененную идентичность (в ситуации, когда человек отказывается от собственной идентичности принимает доминирующую в данной среде).
Кроме этого, в формировании этнической идентичности важную роль играют язык и территория проживания: общность языка и места формируют единство этнической общности. Однако сейчас, с развитием технологий связи и повышенной миграцией, язык и общность территории уже перестают играть такое значение: представители разных этнических сообществ могут говорить на одном языке, например, так же, как и представители одной общности могут говорить на разных. Такая ситуация приводит к тому, что люди либо ассимилируются и приобретают измененную идентичность, либо маргинальную, либо декларируемую (человек называет себя как представителя определенной этнической общности, но внутренне причисляет себя к другой).
Немаловажную роль играет аффективный компонент в развитии идентичности: он формирует не только позитивный образ собственной этнической группы, но еще благоприятные образы других этнических групп. Аффективный компонент этнической идентичности формирует позитивность-негативность автостереотипов (о собственной этнической группе) и гетеростереотипов (установки на межличностное взаимодействие). Таким образом, у человека формируется либо нормотипичная идентичность (благоприятная оценка собственной идентичности и положительное отношение к другим), либо этноцентрическая идентичность (идет переоценка собственной идентичности и дискриминация других идентичностей), либо негативная идентичность (негативная оценка собственной общности, желание выйти из нее и войти в другую).
Основные этапы и способы формирования этнической идентичности
Исследования в области формирования этической идентичности показывают, что первые представления начинают формироваться довольно рано, но эти представления довольно нечеткие и размытые. Однако для представителей тех общностей, которые являются дискриминируемыми, уже в раннем возрасте аффективный компонент идентичности наполняется негативными оценками, самоустановками, что формирует ощущение небезопасности.
Вплоть до подросткового возраста ключевую роль в развитии идентичности играет семья, а затем уже - школа.
Ж. Пиаже отмечает следующие стадии формирования этнического самосознания:
- 6-7 лет - фрагментарные и разрозненные представления о своей этнической принадлежности;
- 8-9 лет - уже проявляется более осознанная идентификация, основанная на национальности родителей, языке говорения и месте проживания;
- 10-11 лет - этническая идентичность формируется более цельно: ребенок узнает об особенностях культуры, традициях своей общности и обычаях;
- 13-14 лет - в младшем подростковом возрасте дети уже анализируют мотивы выбора этнической идентичности, формируют систему оценок своих этнических особенностей и признаков в сравнении с другими представителями общностей;
- 15-16 лет - идентичность приобретает стабильный характер, укрепляется осознание себя представителем определенной общности, формируется этническое мировоззрение.
Таким образом, формирование этнической идентичности безусловно происходит с ранних лет, а процесс становления заканчивается в подростковом возрасте. Но этническая идентичность, как и любя идентичность, динамична, поэтому внешние обстоятельства могут повлиять таким образом, что человек сам начнет конструировать новую идентичность.
В связи с этим, формирование этнической идентичности может происходить естественно (когда родители принадлежат к одной и той же общности), через подражание и принуждение (через включение в традиции, ценности и обычаи), а также произвольно (самостоятельное конструирование идентичности).