Возрастные задачи подросткового периода
Подростковый возраст - это период от 11 до 17 лет. Данный возраст является переходным между детством и началом взрослости. В силу такого промежуточного характера в данный период происходит большой скачок в развитии, как биологическом, так и психологическом.
На этом этапе происходят серьезные телесные изменения (меняются пропорции тела, рост, вес, проявляются вторичные половые признаки); гормональные, нейробиологические изменения (изменяется префронтальная кора); социальные изменения (особую значимость приобретают сверстники, их мнение) и параллельно с этим идет психологическое развитие подростка.
Данный период сопровождается подростковым кризисом, основные задачи которого заключаются в следующем:
- Освоение и принятие своего тела, своей половой принадлежности
- Формирование собственной идентичности с последующим ее принятие: кто я, каковы мои способности способностей и возможности
- Формирование собственной системы ориентиров: ценностей, идеалов, убеждений
- Формирование профессиональных предпочтений и интересов
Таким образом, на данный период приходятся личностно значимые задачи, решение которых определяет дальнейшее развитие. В этот период закладывается основной фундамент личности, который далее будет видоизменяться и дополняться, но сами основы закладываются именно в этом возрасте.
Формирование системы ценностей
Формирование системы ценностей имеет большое значение для развития нравственного, морального и социального сознания. Основная проблема подростка в том, что он хочет поскорее стать взрослым, не понимая целостно, что это значит. Первый шаг к обретению взрослости - формирование своей системы координат, относительно которой будет выстраиваться собственная жизнь.
Социальная среда в детский период характеризуется высокой степенью гомогенности: детям комфортнее находится в однополых компаниях со схожими интересами и увлечениями. Так происходит в силу активной социализации ребенка. Но в подростковый период начинается этап индивидуализации - формирование индивидуального отношения к имеющимся в обществе ценностям, идеалам и убеждениям, то есть формирование ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации - это структурные элементы социально-нравственного сознания, которые формируются в результате индивидуального осмысления социально принятых ценностей, идеалов и убеждений. Ценностные ориентации определяют характер постановки жизненных целей, принятия решений и мировоззрение в целом.
Именно поэтому формирование ценностных ориентаций в подростковый период имеет большое значение для всего последующего развития личности. Это первый шаг на пути к самосознанию.
Одним из способов формирования собственной системы ценностей является копирование уже существующих способов отношения к действительности. Нередко подростки уходят в подражание: своим кумирам, авторитетным сверстникам или старшим людям. Это самый распространенный способ осознания себя - примерить "чужое пальто". Через такую "примерку" и копирование подростков формирует ценностные ориентации - свое индивидуальное отношение к имеющимся в обществе универсалиям, ценностям и идеалам.
Еще одним способом является увлечение философскими концепциями, эзотерическими направлениями, стремление к рассуждению. Не всегда эти увлечения носят глубокий характер, порой подростки опять же копируют какие-то идеи, чтобы отразить их в социальной коммуникации, например, в школе или в диалоге со взрослыми, и услышать реакцию на них, прочувствовать себя в них, насколько это им близко и комфортно быть в такой системе рассуждений. Часто бывает, что подростки уходят в гипертрофированные концепции, максимализм, чтобы на гранях ярче прочувствовать свое отношение, найти себя.
Ценностное самосознание, таким образом, является очень важным началом на пути взросления подростка.
Юношеский возраст
Юношеский возраст завершает подростковый период и открывает начало ранней взрослости. На данном этапе сформированный в подростковом возрасте ценностно-смысловой фундамент подвергается проверке. Основные сферы жизни, в которых происходит личностная перестройка - это семья, профессионально-образовательная сфера, межличностные отношения. Теперь все свои поступки и решения в этих сферах молодые люди склонны соотносить с внутренним сформированным фильтром - идеальное Я. Идеальное С - это внутренний сборник эталонного и желаемого поведения, модель того, каким бы молодой человек хотел быть.
Такая сверка реального и эталонного поведения не проходит гладко. Молодые люди очень резко реагируют на расхождение Я-реального и Я-идеального. И поэтому одна из основных задач данного возраста - выработать принятие себя любым, то есть интегрировать различные образы себя. Этот процесс называется формирование идентичности.
Формирование идентичности нередко сопровождается агрессивным поведением, напускным скептицизмом, равнодушием и неуверенностью в себе, заниженной самооценкой. Но данные проявления - лишь показатель глубинной перестройки индивида. Происходит ломка детских и подростковых представлений, на основе которых вырабатываются новые ценностные ориентиры, свои собственные идеалы и убеждения.
Ценностные ориентиры на данном этапе приобретают более индивидуальную огранку: завершается процесс вторичной социализации, активно проявляющийся в школьном обучении, с помощью которого ребенок мог усвоить социально значимые ценности, идеалы и убеждения. И активно проявляется процесс индивидуации - внутреннего переосмысления усвоенных ориентиров с последующей их перестройкой и выработкой внутреннего отношения. Большую роль в этом процессе играет среда: отношение родителей, сверстников, педагогов.
Ценности, наиболее значимые для данного периода делятся по трём сферам жизни: семья, самоопределение и межличностные отношения.
К семейной сфере относятся ценности самостоятельности и независимости. Они отражают стремление подростка сепарироваться от родительской опеки и обрести личностную автономию, являющуюся психологическое основой для периода ранней взрослости.
К сфере самоопределения относятся ценности самоутверждения, открытости изменения, личностного роста и достижений, которые отражают процесс формирования идентичности. Молодые люди стремятся пробовать, экспериментировать с собой, своей внешностью, своими увлечениями. Такое многообразие формирует почву для выбора, определения себя. Большое значение имеют экзистенциальные ценности, поиск своего предназначения.
К сфере межличностных отношений относятся социально направленные ценности: стремление быть надежным партнером, заслуживающим доверия, важность приобретает ценность репутации в группе. Немаловажное значение имеют социальные ценности гендерной направленности: мальчики стремятся проявлять свою активность, надежность, инициативность и самостоятельность, а девочки - заботу, эмпатичность, толерантность, искренность. Молодым людям важно научиться общаться с разными людьми, в том числе с противоположным полом.