Развитие памяти — это процесс, который происходит в связи с общим развитием ребенка. Уже в первый месяц жизни ребенка у него можно обнаружить условные рефлексы. В них происходит закрепление элементарных чувственных впечатлений, движений, эмоциональных состояний еще в нерасчлененном виде.
Особенности памяти
Развитие памяти — это жизненно необходимая задача, так как благодаря ей человек получает возможность использовать как свой собственный опыт, так и опыт прошлых поколений. Это потребуется для решения разных повседневных задач, поскольку без памяти люди просто перестают быть личностями.
Для развития памяти необходимо ее совершенствование. Это должно происходить не только в том случае, когда человеку необходимо что-то запомнить (например, перед сдачей экзаменов), а всегда. Есть большое число способов развития памяти, при этом все они по-своему хороши и эффективны.
Память включает несколько основных компонентов:
- Запоминание,
- Хранение,
- Воспроизведение,
- Забывание.
Благодаря запоминанию люди воспринимают новую информацию и осуществляют ее последующую запись в систему своего мышления. Ключевая функция запоминания представлена формированием смысловых связей между соответствующими элементами информации. Данный процесс становится результатом работы человеческого мышления и интеллекта. Мышление стремится всё со всем увязывать логически, поэтому его развитие важно для улучшения памяти.
При работе с содержимым запоминаемого материала, мышление человека старается создать полную картину происходящего. Это производится путем сопоставления новой информации с уже известной для лучшего ее понимания. Далее этому материалу нужно определить место в целостной модели мира. Чем понятнее для людей запоминаемые сведения, тем легче их сначала принимать, а затем и запоминать.
Процесс хранения отвечает за системное накопление информации в памяти, помогая осуществить переработку и усвоение получаемой информации через ее связывание по смыслу. Именно от данного процесса будут зависеть способности (например, мышление, речь, умение делать что-то). Если бы сведения не могли сохраняться в памяти, то люди попросту не могли бы ничему научиться, а значит, не смогли бы и развивать собственное мышление и навыки.
Благодаря воспроизведению хранимая информация узнается и воспроизводится. Воспроизведение классифицируется на произвольное и непроизвольное (специальное, осознанное и импульсивное, рефлекторное). Произвольное воспроизведение информации управляемо, а непроизвольное становится хаотичным и стихийным.
Процесс забывания часто называют проблемой развития памяти. На самом деле это не совсем так. Дело в том, что идеальная память не является нормой, а патологией. Мозг человека не предназначен для того, чтобы помнить все, что в него поступает. Он отличается избирательностью, поэтому забывание — это естественный процесс.
Факторы, влияющие на развитие памяти, и рекомендации по ее улучшению
На развитие памяти оказывают влияние не только положительные, но и отрицательные факторы. Так, в стрессовой ситуации начинает сильно страдать головной мозг и нервная система. Это приводит к нарушению органов и развитию патологий в организме. Часто стрессы становятся причиной потери памяти.
На развитие памяти оказывает воздействие курение. Исследователям удалось доказать, что у курильщиков наблюдается усиленное снижение памяти, быстрая утомляемость, нарушение ориентации. Также исследования показали, что алкоголь нарушает работу мозга, убивая его клетки. Употребление больших доз алкоголя поражает ту долю мозга, которая отвечает за развитие памяти.
Если человек не сбалансировано и неправильно питается, то у него наблюдается нехватка витаминов. Как и любому мотору, мозгу требуется топливо, которым является глюкоза. Кроме недоедания, существует более серьезное нарушение, становящееся результатом нехватки витаминов. Оно называется синдром Корсакова.
Бессонница или недосыпание мешают мыслям идти своим ходом, поэтому появляется забывчивость. Люди показывают гораздо большую внимательность после 8-ми часового сна. Если же они большое количество времени проводят за компьютером, который берет часто всю умственную работу на себя, то перестают думать самостоятельно.
К ухудшению памяти могут привести некоторые заболевания (например, синусит, герпес и прочие воспалительные заболевания; артериосклероз, неврастения и др.).
Факторы, влияющие на развитие памяти, включают прослушивание специальной музыки, чтение, пересказ прочитанного. Процесс чтения требует концентрации внимания, помогая повысить способность к запоминанию. Для того, чтобы улучшить память, необходимо примерно 30-60 минут посвящать чтению книг.
Для лучшего усвоения прочитанного и услышанного нужен пересказ. Он не только развивает память, но и способствует улучшению речи и воображения. Также улучшить память можно путем решения различных математических и логических задач. В целом существует множество различных упражнений и методик по улучшению памяти.
Для развития памяти людям нужно правильно питаться и принимать витамины. Необходимо есть много овощей и фруктов, поскольку они содержат большое количество полезных веществ, помогающих нормализовать кровообращение и усилить память.
Исследования показывают, что для поддержки мозгового кровообращения нужны занятия спортом и двигательная активность. Для питания мозга кислородом требуются также прогулки на свежем воздухе. Считается, что человек, который занимается каким-либо видом спорта, имеет отличную память и хорошую способность к запоминанию.
Если человек проживает счастливую жизнь, то у него лучше работают процессы памяти (запоминания). Социальные опросы позволили выяснить, что организм влюбленных людей начинает вырабатывать гормон ацетилхолин. Он укрепляет иммунную систему, замедляет старение мозга и усиливает память.