Сущность организационной приверженности
Организационная приверженность – это отождествление сотрудника с той организацией, в которой он работает, выражающееся в стремлении не просто в ней работать, но и построить карьеру, способствовать достижению успеха в деятельности организации.
Руководителям организаций очень важно, чтобы как можно большее количество сотрудников были привержены организации. Это связано с тем, что приверженные сотрудники приносят больше пользы ее деятельности и работают с большей самоотдачей.
Приверженный сотрудник нацелен не только на достижение своего личного и профессионального успеха, но и на общий успех всей организации. Именно поэтому, чем больше в организации приверженных сотрудников, тем больше вероятность сокращения издержек, связанных с адаптацией новых сотрудников, текучестью кадров и обучению вновь поступивших. Приверженные сотрудники не уходят из организации, они стремятся принести как можно большую пользу и вклад в ее деятельности. Даже если организация испытывает трудности, приверженный сотрудник не покинет ее, а будет всячески стараться помочь в сложившейся ситуации.
Отличительными особенностями приверженных сотрудников являются:
- Наличие более высокого уровня уважения к самому себе и другим сотрудникам организации.
- Готовность принимать любые организационные изменения, без проявления сопротивления.
- Проявление творческого подхода к выполняемым обязанностям, способность в процессе профессиональной деятельности учитывать интересы других сотрудников, видеть и ценить их вклад в развитие и деятельность организации.
- Стремление достичь высоких результатов, поиск для этого возможностей и эффективных способов.
- Стремление к личностному и профессиональному росту.
Сущность приверженности сотрудников имеет ряд характеристик:
Наличие социального эффекта развития приверженности сотрудников:
- вширь (рост количества приверженных сотрудников);
- вглубь (повышение уровня приверженности сотрудников).
Наличие неоднородности приверженности сотрудников:
- эмоциональная приверженность (психологическая привязанность сотрудника к организации, коллегам, начальнику и т.д.);
- приверженность по расчету (высокая заработная плата, статус, престижность и т.д.);
- приверженность по долгу (присуща сотрудникам с высоким чувством ответственности, которые очень часто чувствуют себя обязанными выполнять свою работу, добиваться поставленных целей).
Наличие психологических характеристик приверженности:
- идентификация (вовлеченность сотрудника в общее дело, идентификация собственных целей и целей организации и т.д.);
- лояльность (выполнение профессиональных обязанностей вызывает у сотрудника моральное удовлетворение, он чувствует заботу начальства о себе как о сотруднике организации и т.д.).
Основные факторы, оказывающие влияние на приверженность
Основными факторами, оказывающими влияние на формирование и развитие приверженности у сотрудников организации, являются знания руководителя о приверженности и ее значимости для деятельности и развития организации.
Подходы к повышению количества приверженных сотрудников в организации:
- Нанимать на работу только тех людей, которые по своей природе и психологи будут преданными организации, ее деятельности, целям и миссии.
- Осуществлять целенаправленную и систематическую деятельность по формированию и развитию приверженности у сотрудников организации.
Можно выделить следующие организационные факторы, которые влияют на формирование приверженности работников:
- Благоприятные условия для выполнения профессиональной деятельности, соответствие заработной платы и личного вклада сотрудника, наличие возможности проявить себя как профессионала, возможность профессионального, личностного и карьерного роста.
- Наличие условий для физического и морального отдыха, отсутствие переутомления, стрессовых ситуаций, нервного перенапряжения и т.д.
- Предоставление сотрудникам возможности быть в курсе проблем организации, грядущих перемен и т.д. Все это повышает доверие к руководству и дает ощущение собственной значимости как сотрудника организации.
- Отношение к каждому сотруднику не как к безликой рабочей силе, а как к личности с ее потребностями и возможностями.
- Важность понимания приверженности сотрудников собственной организации. Приверженный сотрудник – это, прежде всего, репутация организации в глазах ее клиентов. В случае, если сотрудник доволен условиями труда, заработной платой, отношением руководства и т.д., то он доволен в целом работой в организации и будет стремиться внести посильный личный вклад в ее развитие.
Факторы, оказывающие негативное влияние на приверженность
Понимание содержания и эффективности повышения приверженности работников организации далеко не всегда дает желаемые результаты. Важно знать, как повысить приверженность, и что этому препятствует. Чаще всего факторами, тормозящими или блокирующими формирование и повышение приверженности работников организации, являются:
- Неполнота или полное отсутствие информации о процессах, которые происходят в организации, в том числе и о ее проблемах.
- Невнимание руководства к подчиненным, их личным и семейным проблемам.
- Установление жесткого авторитаризма, жесткая субординация, невыполнение руководителем своих обещаний.
- Непрофессионализм управленческого персонала. Наличие недостатков в организации труда, системы оплаты труда и мотивации.
- Неблагоприятные условия труда.
- Неразрешенность и острота ряда социальных проблем организации, наличие социальной незащищенности сотрудников.
- Неэффективная или формальная система оплаты труда и система стимулирования труда.
- Отсутствие возможностей профессионального и карьерного роста, самореализации сотрудников как профессионалов.
- Несоответствие квалификации сотрудников и занимаемыми ими должностями.
- Неблагоприятный психологический и моральный климат в коллективе.