Этнические константы: понятие и специфика
Этнические константы - это бессознательные комплексы представлений, формирующиеся в ходе процесса адаптации этноса к окружающей среде, а также способствующие его адаптации вовне.
Данное понятие введено калмыцким исследователем А. Б. Панькиным, который опирался на концепцию центральной зоны культуры Э.Шильза, согласно которой в структуре культуры выделяются следующие зоны:
- центральная - это ядро культуры, в котором локализованы базовые культурные коды, духовное наследие
- охранительные ценности - это ценности, поддерживающие уже созданное и накопленное наследие
- креативные ценности - это ценности, создаваемые в конкретном пространственно-временном континууме в ответ на вызовы современности
Опираясь на эти идеи А. Панькин отметил, что в каждой культуре есть свой неизменный стержень - главная тема этноса, которую он назвал системой этнических доминант.
Этнические константы - это та призма, через которую человек воспринимает окружающий его мир, те образы, которую включены в константы, различным образом определяют характер действий человека в мире.
Сами по себе этнические константы не имеют конкретного содержания, они представляют собой постоянную и определенную форму упорядочивания опыта, которая в соответствие с культурно-ценностной спецификой народа в ходе истории его развития получает разное наполнение.
В силу этого, этнические константы являются той периферийной зоной межкультурных коммуникаций, в которой происходит обмен ценностей.
Сами базисные этнические константы неизменны в рамках конкретного этноса и едины для всех его представителей: в ответ на естественные изменения и трансформации меняются сами ценностные доминанты, но сами этнические константы остаются неизменными.
Среди базовых этнических констант важное значение играет язык как средство выражения и существования самой культуры.
Этнические константы и ценностные доминанты
Ценностные доминанты - это содержание, на основании которого оформляется та или иная этническая культура.
Этнические константы неизменны на протяжение всей жизни этноса, в то время как ценностные доминанты могут видоизменяться, так как они являются результатом свободного выбора людей.
Любой этнос адаптирует под себя более фундаментальные и широкие культурные традиции, однако этнические константы сами по себе остаются неизменными.
Главной задачей этнических констант является психологическая адаптация человека, и в отличие от ценностных доминант, которые представляют собой идеальный план культуры, этнические константы представляют собой адаптивно-защитный план культуры, который реализуется на нескольких уровнях:
- первичная адаптация: в качестве защитного механизма выступает сама культура. Результатом такой адаптации является формирование центральной зоны этнической культуры, содержанием которой выступают этнические константы. Так формируется пласт этнического бессознательного;
- адаптация центральной зоны: здесь происходит приспособление этноса к конкретным условиям его существования, оформление инвариантных составляющих этнической картины мира вокруг центральной зоны;
- искажение восприятия членами этноса той информации, которая противоречит содержанию имеющихся этнических констант;
- дробление составляющих этнического бессознательного: общие векторы бессознательного осознаются только на уровне конкретных мотивов отдельных поступков.
Таким образом, этнические константы и ценностные доминанты являются образующими компонентами этнической картины мира - отчасти бессознательные, отчасти осознаваемые представления о мире. Этническая картина мира является сама по себе неспецифическим защитным механизмом, а также может выполнять защитные функции культуры.
Этническая картина мира различна в разные периоды жизни этноса и для разных этнических групп, что связано с трансформацией ценностных доминант.
Этнические константы русской ментальности
Весь комплекс культурных представлений, которые связаны с этнической картиной мира называется традиционное сознание или менталитет.
Менталитет - это мировоззренческая система, основанная на этнической картине мира, которая включает в себя представления о нормах, приоритетах, моделях поведения в конкретных ситуациях. Традиционное сознание формируется в ходе социализации личности.
Структура этнических констант вполне определенное и четкое строение, например, неотъемлемыми комплексами констант являются:
- источник добра: данный комплекс включает в себя два компонента - образ себя (субъект действия) и образ покровителя (атрибут действия - то, что помогает совершиться действию). В силу того, что этническое сознание по своей природе коллективно, то образ себя - это образ Мы (образ коллектива, способного к совместному действию);
- источник зла: данный комплекс включает в себя образ врага (против чего направлено действие) и атрибут (то, что мешает действию);
- образ посредника между добром и злом - это представление о том способе действия, при котором добро побеждает зло.
Этнические константы являются неотъемлемым компонентом построения этнической картины мира.
Как пишет С. Лурье, для русского народа 19 века характерны следующие этнические константы: источник добра - это крестьянская община (внутри общины была поддержка, решались важные вопросы), источник зла - это мир русских чиновников (по мнению крестьян, мир чиновников мешал простому человеку), посредник между добром и злом (“добрый” царь, помазанник Божий).
Образ себя (Мы-образ) С. Лурье описывает в 3 основных ипостасях: хранители и возделыватели добра, миссионеры и просветители и воины (защитники добра).
Образ врага для русского народа непостоянен и ситуативен, он определяется не по каким-то конкретным чертам, а через противопоставление русским: таким образом, враг - это тот, от кого надо защищаться или тот, от кого надо защищать.
Посредник, выступающий между добром и злом, для русской культуры, как считает С. Лурье, является «авось» - наклонность дразнить счастье и играть наудачу.
Кроме этого, к этническим константам русской ментальности также относят следующие: религиозность (поиск абсолютного добра, стремление к аскетизму и смирению), суеверие и свободолюбие (что связано с религиозностью, как выражение свободы духа).