Этика — это совокупность оценочных суждений, которые дают возможность регламентировать и контролировать деятельность специалистов разных областей. Этика психолога описана в специальном этическом кодексе и является обязательной для всех психологов-практиков.
Общие принципы профессиональной этики
Общие этические принципы имеют в основе общечеловеческие нормы морали и включают:
- высшие моральные ценности, сохраняющие общечеловеческое значение и обретающие в них некоторые особенные черты (например, проявление добра и зла в юридической практике, страдание и сострадание в медицине);
- формирование внутри конкретной специальности специфически-профессиональных моральных норм и ценностей, характерных только для этого вида деятельности.
А основе работы психолога лежит этика, состоящая в моральных и нравственных ценностях. Она предусматривает идеал всестороннего и свободного развития личности, создания гуманного общества и сближения людей.
С помощью этических принципов и правил работы психолога происходит формулирование условий, в которых сохраняется и упрочивается его профессионализм и гуманность действий. Он должен проявлять уважение к людям, с которыми работает, а его усилия должны приносить реальную пользу.
Принципы этики психолога
В первую очередь для психолога важен принцип уважения. Психолог должен опираться на уважение личного достоинства, человеческих прав и свобод, которые провозглашает и гарантирует Конституция РФ и международные документы о правах человека.
Принцип уважения включает уважение достоинства, прав и свобод личности. В соответствии с ним психолог должен одинаково относиться к людям, вне зависимости от их:
- пола,
- возраста,
- сексуальной ориентации,
- национальности,
- принадлежности к этносу или определенной культуре,
- вероисповеданию и др.
В состав принципов психолога должна также входить такая категория, как беспристрастность. Он не может предвзято относиться к клиенту, а все действия в его отношении должны иметь в основе данные, полученные с помощью научных методов. Субъективное впечатление, возникающее у психологов при общении с клиентами, а также социальное положение последнего не должны никаким образом влиять на выводы и действия профессионала.
Любой психолог должен исключить деятельность, которая способна привести к дискриминации клиентов по любому основанию. Ему необходимо таким образом организовать собственную работу, чтобы ни процесс, ни результаты не смогли нанести вред здоровью и социальному положению, как самого клиента, так и связанных с ним лица.
Конфиденциальность при работе с клиентами
Важным этическим принципом является то, что все сведения, которые психолог получил в ходе сеансов на основе доверительных отношений, не могут быть намеренно или случайно разглашены без согласованных условий. Результат исследования необходимо представить таким образом, чтобы другие лица не смогли скомпрометировать клиента, самого психолога или психологическую науку в целом.
Все психодиагностические данные о студентах, которые получены в ходе их обучения, должны также рассматриваться конфиденциально. Информация о клиентах также должна рассматриваться конфиденциально.
Если психологу необходимо продемонстрировать конкретные случаи своей работы, то он должен обеспечить защиту благополучия и достоинства своих пациентов. Он не вправе искать информацию о клиенте в интернете, поскольку это выходит за пределы его профессиональных задач.
Любой желающий имеет право на консультацию психолога или работу с ним при условии отсутствия третьих лиц. Неконтролируемое хранение информации, которая получена при исследовании, способно нанести вред клиенту, психологам и обществу в целом. Необходима жесткая регламентация порядка обращения с полученными в исследованиях данными и порядка их хранения.
Важным в этике психолога является осведомленность и добровольное согласие. Пациента необходимо оповестить о цели работы и используемых методах, а также о способах использования полученных сведений. Работать с клиентом можно только в том случае, когда он дает информированное согласие участвовать в этом процессе. Если он не в состоянии самостоятельно принимать решение о собственном участии в работе, то такое решение могут принимать за него его законные представители.
Психологу необходимо сообщить своим пациентам обо всех основных шагах или планируемых лечебных действиях. Если осуществляется стационарное лечение, то он должен дать информацию о возможных рисках и альтернативных способах лечения, в том числе непсихологических.
Видеозаписи, аудиозаписи консультации или лечения можно делать только после получения согласия на это со стороны клиента. Такое положение распространено также на телефонные переговоры. Ознакомление других людей с записями консультации и телефонными переговорами может быть разрешено лишь после того, как получено письменное согласие пациента.
Важный этический принцип гласит, что участие в психологических экспериментах и исследованиях для клиента должно быть добровольным. Его важно проинформировать в понятной форме о целях, особенностях исследования и вероятности наступления риска, дискомфорта или нежелательных последствий. Только зная это, пациент может самостоятельно принимать решение о сотрудничестве.
Обязанностью психолога является также то, что он предварительно удостоверяется в том, что достоинство и личность клиента не будут подвергаться страданию. Психолог принимает все необходимые предосторожности, обеспечивающие безопасность и благополучие пациента, сводит к минимуму возможности непредвиденных рисков.
В тех ситуациях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие сведений может вступать в противоречие с задачами осуществляемого исследования, психолог принимает специальные меры предосторожности с целью обеспечения благополучия испытуемого. Если это возможно, и при условии, что сообщаемые сведения не нанесут вреда клиенту, все разъяснения можно произвести после завершения эксперимента.