Этические принципы (правила) работы психолога — это определенные условия его деятельности, при которых сохраняются и упрочняются его профессионализм и уважение к нему людей.
Этический кодекс психологов
Этический кодекс — это сборник принципов и правил, в соответствии с которыми работает психолог. Используя их в своей деятельности, психолог приносит реальную пользу людям.
Существует большое количество вариантов этических кодексов, при этом каждый психолог вправе сам для себя определять правила, которым он будет придерживаться, в соответствии с требованиями его профессиональной организации, особенностями личности.
Тем не менее, принято выделять отдельно несколько общих норм и правил, на соблюдение которых может рассчитывать клиент психолога. Среди этих общих правил можно выделить:
- Компетентность,
- Неразглашение информации о клиенте и сеансе,
- Уважение прав других людей,
- Отсутствие дискриминации,
- Уважение чести и достоинства клиента и др.
Общие правила работы психолога
Среди общих правил этики работы психолога, в первую очередь, следует выделить его компетентность. Психолог осуществляет свою профессиональную деятельность только в рамках своей компетентности, определяемой образованием, формами повышения квалификации и определенным полученным профессиональным опытом.
Психолог, соблюдающий этические принципы, ведет профессиональную работу в новых сферах, используя новые методики только после их обязательного изучения, прохождения обучения, консультирования у компетентных специалистов в этой области.
Принимая решение, которое относится к профессиональной деятельности, психолог должен учесть квалификацию и опыт работы с клиентами. Это обусловлено тем, что все клиенты, как и их запросы, разные.
Еще один базовый этический принцип работы психолога заключается в неразглашении информации. При этом специалист должен, работая с клиентами, использовать ясные и понятные термины.
Все вопросы, касающиеся разглашения (неразглашения) полученных результатов работы с клиентом необходимо оговаривать с двух сторон. Окончательное решение они могут принимать только на основе согласия (несогласия) клиента, мнение которого учитывается в первую очередь.
При ведении профессиональной деятельности психолог должен исключить какую-либо дискриминацию на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, любого психического (физического) расстройства, языка, социального и экономического статуса.
Специалист-психолог должен делать все возможное для предотвращения или уменьшения нежелательных последствий от своей профессиональной деятельности, избавляя и защищая клиента от таких негативных явлений.
Что касается использования психологических знаний, то психолог должен признавать их силу, делая все возможное для предотвращения личного, финансового, социально-организационного и политического влияния на кого-либо для принуждения к неправильному применению таких знаний.
Как правило, психолог воздерживается от получения подарков и услуг от клиентов за оказанную помощь. Данная практика может стать серьезным источником конфликта, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Специалист может принять участие в бартере только в ситуации, когда это не помешает профессиональной деятельности и не приведет к манипуляции.
Сохранение конфиденциальности и процедурные нормы
В этическом понимании работы психолога он охраняет права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми работает. Раскрытие конфиденциальной информации без согласия клиента возможно только в случаях, предусмотренных законодателем. Также это может быть, если ситуация поможет обеспечить необходимую помощь клиенту в процессе проведения необходимых профессиональных консультаций.
Для защиты информации предусмотрено несколько правил:
- Невозможность разглашения конфиденциальной информации без соответствующего разрешения со стороны клиента;
- В процессе проведения консультаций с коллегами психолог не может делиться конфиденциальной информацией, которая способна идентифицировать клиента;
- Изначальная готовность к защите конфиденциальной информации при потере своей работоспособности или смерти, изъятия или воровстве записей и данных.
Среди процедурных норм, в первую очередь, важно выделить процесс информирования клиента. Устанавливая профессиональные отношения, психолог и клиент должны как можно раньше обсудить то, что будет происходить в процессе сессии, каким образом будет соблюдена конфиденциальность и как будут решены финансовые вопросы.
Психологу необходимо получить осознанное согласие на консультирование. Для этого он должен пользоваться языком, понятным для участников консультирования. Если же клиент не дает официального согласия, психолог может получить осознанное разрешение от тех, кто несет за него ответственность по закону.
Когда психологу необходимо оказывать услугу сразу нескольким людям, у которых существуют близкие (родственные) отношения, то психолог в самом начале должен выяснить, кто из них будет являться клиентом и какие отношения будут у психолога с каждым из участников консультирования.
При взаимодействии с коллегами психологу нужно организовать необходимые консультации и взаимодействие на основе интересов своего клиента, получив его согласие. Если помощь необходимо резко прекратить (например, по причине болезни, потери работоспособности, переезда, финансовых ограничений), то психолог должен запланировать возможность продолжить работу с клиентами. Об этом клиент оповещается заранее.
По окончанию профессиональных отношений психолог не должен бросать своих клиентов. Он может прекратить свое вмешательство, когда становится понятно, что клиенту больше не нужны его услуги. Также это характерно для случаев, если последующая работа не способна принести результатов (ее продолжение может нанести вред).