Этапы психокоррекции
Психокоррекция – это специально разработанная система психологических воздействий, которые направлены на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности индивида.
Психокоррекция независимо от направления и используемых технологий предусматривает следующие этапы:
- Этап диагностики, задача которой заключается в исследовании особенностей психического развития ребенка, выявление психологических факторов риска, определение необходимости психокоррекции. Диагностика является опорой для выбора коррекционных приемов и для оценки эффективности психологического воздействия;
- Установочный этап, цель которого заключается в создании активной установки родителей и ребенка на коррекционную работу, формирование мотивов самопознания, снятие тревожности, повышение уверенности. Необходимость этого этапа связана ещё и с тем, что применение методик коррекции не всегда устраивает родителей;
- Этап коррекции, на котором осуществляется коррекционное воздействие с точным выполнением рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Обязательное внимание на данном этапе уделяется контакту участников процесса – ребенка, родителей, психолога, отношения между которыми должны быть построены по принципу партнерства. Также важно учитывать динамику процесса, в результате которой можно обнаружить закономерности, совсем не зависящие ни от психолога, ни от приемов воздействия. Желательно при контакте использовать доступный и понятный, житейский язык, но, в тоже время убедительный, вызывающий эмоциональный отклик;
- Завершающий этап, на котором дается оценка эффективности психокоррекции. Это этап оценки достигнутых результатов. Сравниваются отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий, анализируются поведенческие и эмоциональные реакции ребенка, проводимые с помощью наблюдения.
Многие родители считают, что снятие нарушений является конечной целью обращения к специалисту. Здесь важно родителям объяснить, что для разрушения механизма патологии занятия с ребенком необходимо продолжить, обеспечивая тем самым, устойчивость достигнутого эффекта, профилактики новых нарушений.
Устойчивость результатов показывает отсроченная проверка
Психодинамический подход к психологической коррекции
Термин психодинамика ввел Р. Вудвортсем в 1918 г. Исходя из определения термина в его центре находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики – мотивами, влечениями, внутренними конфликтами, побуждениями.
Психодинамический подход к психологической коррекции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Психодинамический подход к психологической коррекции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие и существование этих аспектов психики обеспечивают функционирование и развитие личностного «Я».
Центральным понятием психодинамического подхода является понятие конфликта. Конфликт разными авторами трактуется по-разному, однако все коррекционные и психотерапевтические методы направлены на его разрешение.
Отсюда, главная задача психоанализа – доведение до сознания клиента конфликтной ситуации, которая связана с неприемлемостью для него бессознательных влечений. Специалисты полагают, что путь решения конфликтов – это осознание наличия бессознательных импульсов и самой конфликтной ситуации.
Психоанализ в работе с детьми разного возраста начал применяться после того, как З. Фрейд описал «Историю маленького Ганса».
Требования психоаналитиков предъявляются и к маленьким пациентам, и к их родителям – уровень интеллектуального развития ребенка должен быть выше среднего, а родители должны проявлять стремление к сотрудничеству.
Условия детского психоанализа четко сформулированы в работах А. Фрейд, М. Маллера, П. Нолбауэра:
- психоаналитическая техника должна быть адаптирована к возрасту ребенка;
- терапевтический альянс «аналитик-пациент» и «аналитик-родитель»;
- информационный альянс «родитель-аналитик».
Выявление неосознаваемых причин тяжелых переживаний и болезненных проявлений клиентов – это общая направленность коррекции в психодинамическом направлении.
Проработка этих причин и проявлений дает возможность контроля за овладение поведением и возможность личностного роста.
Методы психодинамической школы охватывают все аспекты психической динамики человека – одни методы выявляют бессознательные побуждения человека, лежащие в основе его поведения, а другие направлены на внутренние силы, которые помогут самостоятельно справиться с трудностями.
Третью группу методов психолог использует для того, чтобы довести до сознания пациента воспринимаемую им действительность. Четвертая группа методов побуждает клиента к мобилизации внутренних ресурсов с целью изменения поведения и характера своего функционирования в группе.
Эффективность выбранного метода будет зависеть от ряда факторов – это и характер проблемы клиента, и степень восприимчивости человека, и личность психолога.
Стадии психоанализа
Психоанализ включает целый ряд стадий:
- поиск болезненного очага с использованием метода ассоциаций, изучением юмора, оговорок, описок человека;
- вскрытие очага возбуждения, его вербализация – человеку необходимо выговориться, рассказать о своих переживаниях, процесс болезненный и заканчивается тем, что человек, рассказавший всё психологу, успокаивается;
- переоценка значимости событий – «переклеивание ярлыков», например, женщина из «подруги» стала просто «знакомой»;
- эмоциональная окраска новых установок – переход от любви к безразличию, от агрессивности к равнодушию;
- ликвидация очага возбуждения, забывание, происходящие чаще всего естественным путем.
Являясь психокоррекционным процессом, психоанализ включает такие процедуры, как конфронтация, прояснение, интерпретация, проработка.
Конфронтация показывает клиенту, что он чего-то избегает, боится.
Процедура прояснения включает четкую фокусировку значимых деталей, а интерпретация предполагает преобразование неосознанных деталей в осознанные.
В проработку входит комплекс процедур и процессов, необходимых после инсайта. Проработка является трудоемкой частью психоаналитической работы, требующая много времени и усилий для преодоления сопротивления на пути преобразования личности.
В составе классического психоанализа выделяется пять базисных техник – свободная ассоциация, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления, анализ переноса.
Клиенту предлагается высказать любые предположения, отражающие его переживания. Для психолога-аналитика, использующего метод свободных ассоциаций, важным будет содержание высказываний, их последовательность, блокировка высказываний.
Толкование сновидений З. Фрейд называл коротким путем в подсознательное. Задача психолога-аналитика заключается в обеспечении интерпретации содержания сновидений и оказании помощи в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших картины снов.
При интерпретации неосознанные феномены становятся осознанными и интерпретировать надо то, что клиент способен уже принять.
Основная функция анализа сопротивления заключается в обеспечении осознания клиентом своих защитных механизмов и по отношению к ним принять необходимую конфронтацию.
Перенос в классическом психоанализе трактуется как непременный атрибут психотерапии. Его смысл состоит в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ, зафиксированных форм поведения, интерпретации, а значит помощи в их проработке и изживании.