Методы психологии
Эмпирические методы – это практические методы научного исследования, в рамках которых отдельно выделяются обсервационные методы исследования – наблюдение, самонаблюдение, эксперимент.
В психологии, как и в любой другой науке, есть свои методы исследования, которые являются основными путями и приемами научного познания психических явлений и их закономерностей.
Методы психологии делятся на 4-е группы:
- организационные методы, к которым относятся сравнительный, лонгитюдный, комплексный;
- эмпирические методы, включающие наблюдение и самонаблюдение, метод эксперимента, из психодиагностических методов – тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа, социометрия, анализ продуктов деятельности, биографические методы;
- методы обработки данных, к которым относятся количественный и качественный методы;
- методы коррекции – четвертая группа методов психологии – это групповой тренинг, аутотренинг, обучение, способы психотерапевтического воздействия.
Среди всех методов психологии эмпирические методы традиционно считаются базовыми.
В кратком понимании методы психологии – это способы изучения реальных фактов окружающей действительности. причем для каждого метода характерен соответствующий вид приемов, отвечающих целям и задачам исследования.
Взяв за основу какой-то один метод, можно создать несколько методик. Классификации методов трактуются по-разному, дополняются новой информацией, меняются и развиваются в русле новых психологических школ.
Исходя из того, кто и с какой целью пользуется методами психологии, надо различать методы собственно научного исследования и методы, которые непосредственно применяются в практике.
Методы психологии могут быть как общими, так и частными, но, во всех случаях они скрыто или явно отражают общие философские позиции, с которых проводится исследование.
Цель методов психологии – фиксировать факты, объяснять и раскрывать их сущность, что является вполне закономерным, потому что форма явлений и предметов и их содержание не совпадают.
Это требование с помощью одного метода не всегда выполнимо, поэтому, изучая психические явления, используют различные взаимодополняющие методы.
Для проведения любого исследования необходима исследовательская программа, от научной обоснованности которой будет зависеть эффективность этого исследования, а также значимость теоретических и практических результатов.
Программа – это теоретико-методологическая основа процедур психологического исследования, таких как сбор, обработка и анализ данных.
Благодаря программе задается определенная последовательность этаповисследования – постановка проблемы, определение предмета исследования, теоретический анализ объекта, цели и задачи исследования, интерпретация и операционализация ведущих понятий, формулировка рабочей гипотезы, составление плана исследования, составление плана выборки, описание методов обработки и сбора данных, анализа и интерпретации.
В программе могут быть выделены методологический и процедурный разделы.
Метод наблюдения
Одним из эмпирических методов является метод наблюдения. Данный метод требует тщательной подготовки и профессионализма исследователя, потому что наблюдение ведется за психическими проявлениями человека.
Этот древнейший метод познания в психологии выступает в двух формах – во-первых, как самонаблюдение или интроспекция, во-вторых – как внешнее или объективное наблюдение.
Процедура наблюдения, в общем, складывается из определенных процессов:
- постановки целей и задач наблюдения;
- выбора объекта, предмета и ситуации;
- выбора способа для наблюдения, обеспечивающего сбор нужной информации;
- выбора способа регистрации наблюдаемых явлений;
- обработка полученной информации и её интерпретация.
Методом научного познания наблюдение становится постольку, поскольку не ограничивается только регистрацией фактов, а формулирует гипотезы, чтобы проверить их на новых наблюдениях.
Виды наблюдения могут быть разными – кратковременное наблюдение (срез), длительное наблюдение, которое по времени может продолжаться несколько лет (лонгитюдное наблюдение).
Оно может быть лабораторным, проходящим в искусственных условиях и естественным, проходящим в условиях, привычных для человека.
Есть включенные и не включенные наблюдения. При включенном наблюдении и наблюдатель, и наблюдаемые включены в деятельность, но, наблюдаемые ничего не знают о производящемся наблюдении.
Не включенное наблюдение предполагает распределение ролей – одни становятся наблюдаемыми и знают об этом, другие – наблюдателями.
Метод наблюдения может быть структурированным, когда структура наблюдаемых фактов строго подразделяется и неструктурированным – в этом случае наблюдение происходит за всей совокупностью фактов.
Сплошное и выборочное наблюдение. Все поведенческие реакции фиксируются при сплошном наблюдении, в то время как при выборочном область наблюдения ограничена.
Наблюдение также бывает непосредственным и опосредованным. Непосредственное наблюдение проводится самим человеком, который по его результатам делает выводы.
Опосредованное наблюдение проводится другим человеком.
Любой метод имеет свои достоинства и свои недостатки. Не лишен недостатков и метод наблюдения, которые заключаются в следующем:
- на результаты наблюдения довольно сильно влияют установки, интересы, личностные особенности, психологическое состояние наблюдателя;
- ориентирование наблюдателя на подтверждение своей гипотезы приводит к большим искажениям восприятия событий;
- трудность в интерпретации полученных данных;
- наблюдение требует больших временных затрат.
Что касается самонаблюдения (интроспекция), то это первый метод психологии, позволяющий изучать душу и психику человека.
Интроспекция – это внутреннее наблюдение индивида за собственными психическими проявлениями. В психологии профессиональная интроспекция не только полезна, но, даже необходима, а чтобы личность могла отображать саму себя – этому необходимо учиться.
Метод эксперимента
Возникновение эксперимента связывают с истоками психологии, сегодня он является главным её методом.
Перед психологическим экспериментом стоит основная задача – сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, для того, чтобы создать условия, в которых будет выявлен психологический факт.
При эксперименте психика человека меняется.
Эксперимент проводится с целью изучения причинно-следственных связей. Эта исследовательская деятельность предполагает, что экспериментатор не только вызывает изучаемое им явление, но и оказывает на него активное воздействие, изменяя условия его протекания.
Данный метод дает возможность воспроизводить результаты и устанавливать количественные закономерности неоднократно.
Эксперимент в классическом понимании применять ко всем явлениям невозможно, например, деятельность психотерапевта или психолога строго экспериментальными назвать нельзя.
Однако эксперимент имеет значительные преимущества – можно задействовать любое явление, состояние, процесс, интересующий экспериментатора, например, создать условия, которые вызовут у человека проявление воли.
Исследователь может планомерно изменять – увеличивая, уменьшая или совсем исключая, необходимые условия, способные повлиять на исследуемое психическое явление.
Далее, эксперимент позволяет управлять факторами, верно определять степень воздействия каждого на исследуемое явление, а также выявлять объективные зависимости и закономерности.
Наконец, материалы, полученные в ходе эксперимента, дают возможность количественной обработки, моделирования и математического описания изучаемого явления.
Выделяются разные виды экспериментов – синтетический и аналитический, естественный и формирующий, констатирующий и моделирующий, психолого-педагогический, полевой, лабораторный и обучающий.
Из всех этих видов наиболее важным является естественный эксперимент, предложенный психологом А. Лазурским.