Сущность понятия «эмоциональный интеллект»
Эмоциональный интеллект - это психологический конструкт, обозначающий комплекс способностей, с помощью которых человек способен идентифицировать собственные эмоции и эмоции других людей и использовать эту информацию для принятия решений.
Это понятие введено в 1990 году Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо, которые собственно и предложили четырехкомпонентную структуру эмоционального интеллекта, компоненты которой расположены иерархично:
- Идентификация эмоций - это компонент, включающий в себя способности к восприятию эмоций, их идентификации, способности отличить истинные эмоции от имитации.
- Использование эмоций в мышлении и деятельности - способности использовать эмоции для направления внимания, вызывать нужные эмоции для решения задач, использовать эмоции для анализа проблемной ситуации.
- Понимание эмоций - способности к пониманию связей между эмоциями, причин возникновения тех или иных эмоций, переходами от одной эмоции к другой.
- Управление эмоциями - способности к саморегуляции, осознанию собственных эмоций
Кроме этой модели, было еще множество других, но наиболее известной альтернативой является модель Д. Гоулмена и Р. Бар-Она.
Д. Гоулман, основывался на ранних представлениях П. Сэловея, и добавил к имеющимся компонентам еще энтузиазм, настойчивость и социальные навыки, таким образом, он объединил когнитивные способности с личностными характеристиками.
Р. Бар-Он определял эмоциональный компонент через компетенции, которые дают возможности для эффективной жизнедеятельности человека, и предложил 5 сфер компетентности, которые соотносимы с компонентами эмоционального интеллекта:
- познание себя - осознание собственных эмоций,
- навыки межличностного общения - эмпатия, социальная ответственность,
- способности к адаптации - гибкость, способность к решению проблем,
- управление стрессовыми ситуациями - стрессоустойчивость, саморегуляция,
- преобладающее настроение – оптимизм.
Категория помогающих профессий
Помогающие профессии - это профессии, в которых знания, умения и навыки осознанно используются специалистом для непосредственного взаимодействия с человеком с целью способствования его личностному росту, развитию и умению взаимодействовать с другими людьми.
К данной категории профессий можно отнести учителей, педагогов, психологов, психотерапевтов, врачей, тренеров, медсестер и т. д.
Представители помогающих профессий ориентированы на поддержку человека в сложных для него жизненных ситуациях, кризисных моментах, помощь в поиске его внутренних сил, а также просто развитию и обучению, получению новых знаний, умений и навыков.
Помогающие профессии имеют очень давнюю историю - обучение, врачевательство, целительство существуют уже очень давно - эти виды деятельности интуитивно строились на милосердии, сострадании, любви к страждущему, стремлении оказать духовную и душевную поддержку.
С ростом научного знания произошло целенаправленное разделение этих дисциплин, внутри которых уже формировались научные парадигмы, методы работы, способы и техники взаимодействия.
Такая специализация важна и необходима, поскольку люди помогающих профессий работают непосредственно с людьми и в них важно наличие у профессионала помогающего отношения и осознанности в своих действиях. Помощь (любого рода) тогда становится профессией, когда специалист оказывает целенаправленные воздействия и понимает, зачем он делает то или иное.
Кроме того, в помогающих профессиях сам специалист уже является инструментов воздействия, и кроме наличия профессионально важных качеств и способностей, у специалиста должна иметься способность к формированию помогающего отношения.
Таким образом, для помогающих профессий чрезвычайно важны профессионализм, мастерство и компетентность, а также наличие определенных личностных качеств и, в частности, эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект у представителей помогающих профессий
Наибольшее число исследований в области эмоционального интеллекта у представителей помогающих профессий проведено на педагогах, психологах и медсестрах. Интересно, что в большинстве работ исследуются условия и факторы формирования и развития эмоционального интеллекта у студентов отмеченных выше специальностей.
Таким образом отмечается важность возможностей формирования эмоционального интеллекта, необходимость разработки дидактических материалов, способствующих его развитию.
На примере исследования формирования эмоционального интеллекта студентов-психологов, исследователи отмечают следующие стадии его формирования:
- Самопознание - это процесс исследования самого себя, осознания собственных паттернов эмоционального реагирования, определения собственных ограничений. Понимание того, что эмоции и их выражение - это один из инструментов означает начало развития эмоциональной компетентности.
- Развитие процессов саморегуляции - развитие навыков самоконтроля и толерантного, позитивного отношения к самому себе и другим людям, получение знаний о спектре контролируемых эмоций, формирование образа «идеального» психолога с точки зрения саморегуляции эмоций.
- Развитие навыков по распознаванию эмоций других людей, пониманию чувств партнера по общению. Всё это является основой важного с профессиональной точки зрения развития механизма идентификации - способности целостно воспринять человека во всей совокупности его взглядов, идей, ценностей.
- Развитие способности контролировать и изменять эмоциональное состояние партнеров по общению, которая реализуется через целенаправленное, индивидуализированное и гуманистическое воздействие, осознанно выбранное психологом. Для этого важно иметь представления о тех воздействиях, которыми пользуется специалист, уметь предвидеть их положительный и отрицательный результат.
- Развитие психологического профессионализма - развитие самонаблюдения, самоконтроля, рефлексии, самооценивания.
Кроме этого, эмоциональный интеллект в среде помогающих профессий развивают за счет тренинговых программ, коучинговых занятий. Как правило, такие тренинги включает в себя 4 направления: развитие идентификации эмоции, развития навыков использования эмоций в мышлении и действиях, развития механизмов осознания эмоций, развитие способностей управления ими.
Методы работы могут быть следующие: визуализации, вербализации, анализ жизненных ситуации, ролевые игры, групповое обсуждение проблемы, проективные методы.