Сущность понятия «эмоциональный интеллект»
Эмоциональный интеллект – это способность человека к пониманию и принятию других людей, к выражению своих эмоций и управлению этими эмоциями.
Рисунок 1. Эмоциональный интеллект. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Предметом психологического исследования эмоциональный интеллект стал сравнительно недавно. Ученые считают, что эмоциональный интеллект является совокупностью когнитивных способностей по идентификации, пониманию и управлению эмоциями.
Американский психолог Г. Гарднер, работы которого стали предпосылкой возникновения концепции эмоционального интеллекта, считал, что форм проявления эмоционального интеллекта очень много.
К этим формам он отнес:
- вербальный интеллект – способность к речи;
- музыкальный интеллект;
- логико-математический интеллект – способность к абстрактному мышлению;
- пространственный интеллект – способность воспринимать пространственную информацию и модифицировать её, создавая зрительные образы;
- телесно-кинестетический – контроль над грубыми и тонкими моторными движениями;
- внутренний интеллект, позволяющий распознавать собственные чувства;
- межличностный интеллект, позволяющий распознавать чувства, взгляды, намерения других людей.
Российский ученый Д.В. Люсин понятие «эмоциональный интеллект» трактует, как способность понимать свои и чужие эмоции и управлять этими эмоциями. Он считает, что в состав эмоционального интеллекта не надо включать личностные качества, которые не являются структурными компонентами эмоционального интеллекта.
По мнению Г. Г. Гарсковой, эмоциональный интеллект – это способность понимать отношения личности, проявляемые в эмоциях и на основе интеллектуального анализа и синтеза управлять эмоциональной сферой. Другие авторы рассматривают эмоциональный интеллект как совокупность ментальных способностей.
Идея эмоционального интеллекта в современном виде выросла из понятия социального интеллекта. Социальный интеллект стал звеном, который связывал аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В области социального интеллекта просматривался подход, который понимал познание человека как когнитивно-эмоциональный процесс.
Вторая предпосылка внимания к эмоциональному интеллекту связана с гуманистической психологией. В 50-е годы было введено понятие самоактуализации, и западная психология испытала «гуманистический бум». В результате этого начались серьезные исследования личности, которые объединили когнитивные и аффективные стороны природы человека.
Таким образом, эмоциональный интеллект – это интегральное личностное свойство, обусловленное динамическим единством аффекта и интеллекта через эмоциональные, когнитивные, конативные, мотивационные особенности. Они направлены на понимание своих эмоциональных переживаний и эмоциональных переживаний других.
Отсюда следует, что эмоциональный интеллект подчиняет эмоции разуму, управляет эмоциональным состоянием, способствует самореализации и самопознанию через эмоциональный и социальный опыт.
Особенности эмоционального интеллекта старших дошкольников
Понимание своих собственных эмоций и эмоционального состояния других людей важно для старшего дошкольника.
Эмоциональный интеллект изучали отечественные и зарубежные психологи и, в частности, М.А. Нгуен предлагает такое определение применительно к старшему дошкольнику – это готовность ребенка ориентироваться на другого человека и на основе его эмоционального состояния регулировать с ним отношения и решать возникающие проблемы.
Об эмоциональном интеллекте дошкольника можно говорить тогда, когда он умеет ориентироваться на другого человека и старается вести себя в соответствии с его эмоциональными переживаниями.
Маленький ребенок, по мнению И.А. Пазухиной, находится в «плену эмоций», он ещё не может управлять чувствами, что вызывает импульсивность его поведения и сложность в общении. Автор говорит о том, что ребенка надо научить смотреть на ситуацию с позиции собеседника, обучить его «взгляду со стороны» и помочь посмотреть на себя, по-другому оценить свои мысли, поведение.
Анализ эмоционального интеллекта дошкольников показал, что они способны к пониманию эмоций, их понимание связано с развитием «модели психического» и формируется к 5-ти годам, в старшем дошкольном возрасте дети в рисунках свободно передают собственные эмоции и эмоции другого. Понимание эмоциональных состояний к старшему дошкольному возрасту повышается, увеличивается активный и пассивный словарь обозначения эмоциональных состояний. Всё это говорит о том, что в дошкольном возрасте существуют объективные возможности и предпосылки развития эмоционального интеллекта.
Старшие дошкольники уже могут понимать свои эмоции и эмоции других, могут осознавать свое эмоциональное поведение и поведение окружающих.
У старших дошкольников развитие эмоционального интеллекта должно быть направлено на самосознание, саморегуляцию, на развитие эмпатии, самопринятия, на приобретение уверенности в себе и коммуникативных навыков.
Исследования, проведенные в этой области, дали следующие результаты. Высокий уровень эмоционального интеллекта показали 50% испытуемых, они имеют высокую эмоциональную чувствительность, 40% детей – средний уровень развития эмоционального интеллекта и 10% детей имеют низкий его уровень. Это дети с низкой эмоциональной чувствительностью, скрытым мимическим реагированием и слабым выражением эмоций на происходящие события.
Полученные результаты легли в основу разработки коррекционно-развивающей программы, после прохождения которой результаты изменились в лучшую сторону.
В результате был сделан вывод, что для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников необходимы регулярные занятия по развитию умения выражать различные эмоциональные состояния, идентифицировать и понимать эмоции других, развивать мимику, пантомимику, выразительность движений и навыков общения.
Эмоциональный интеллект и школьная успеваемость
Школьная жизнь вызывает у ребенка множество стрессовых ситуаций – это и новая среда, знакомство с другими людьми, налаживание взаимоотношений со сверстниками, с одной стороны, а с другой стороны ребенок находится под давлением родителей и учителей, требующих высоких результатов.
Дети хотят хорошо учиться, но уже через год большая часть детей теряет интерес к школе. В основе социализации ребенка лежит эмоциональный интеллект и если у ребенка уровень эмоционального интеллекта высокий, то он обладает лучшими коммуникативными, вербальными, когнитивными навыками.
Родители, развивающие эмоциональный интеллект ребенка, учат его справляться со сложными ситуациями, не замыкаться в себе, лучше понимать окружающих и находить язык со сверстниками.
Эмоциональный интеллект ребенка важно развивать ещё до школы. Когда ребенок понимает, что чувствуют окружающие, ему понятно и то, что движет людьми, понятно их настроение и цели.
Взаимодействие с людьми помогает ребенку расширить свой кругозор, получить больше опыта, избежать конфликтных и стрессовых ситуаций.
Внутренняя модель «я чувствую» дает возможность ребенку понимать свои интересы, что является ключом к раскрытию своего таланта.
При знакомстве с разными профессиями ребенок с высоким эмоциональным интеллектом понимает, что ему интересно.
Дети, в зависимости от своего эмоционального состояния, воспринимают информацию по-разному. Ребенок должен выражать свои чувства и эмоции, но разные эмоции запускают разные модели поведения, и принимать все модели не надо.
Многие дети с первого года обучения неохотно выполняют домашние задания, плохо воспринимают новый материал, а затем вообще отказываются ходить в школу. Далеко не все родители интересуются тем, что их ребенок чувствует, почему ему что-то не нравится.
С развитием эмоционального интеллекта ребенка развивается его мотивация и тогда он понимает смысл заданий и сможет применить их в реальной жизни. Эмоции и эмоциональный интеллект, таким образом, являются настоящими помощниками в обучении ребенка и во всей его дальнейшей жизни.