Факторы развития эмоциональных нарушений
В детской психологии эмоциональное неблагополучие ребенка трактуется как исключительно отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых ситуаций.
Детский и подростковый возраст - это периоды развития, в ходе которых происходит очень большое количество перестроек разного порядка: физических, гормональных, биологических и психических. Поэтому риск развития эмоциональных нарушений чрезвычайно велик: от элементарных страхов до тяжелых невротических конфликтов и неврозоподобных состояний вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Традиционно в психологической литературе выделяют три группы факторов, приводящих к развитию эмоциональных нарушений у ребенка:
- биологические: генетические факторы (зарубежные исследования демонстрируют отчетливую взаимосвязь наличия депрессивного состояния у ребенка и у родителя), соматическая ослабленность вследствие частых заболеваний (способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций). Как отмечает ряд авторов, не наличие хронической болезни самой по себе, но сложность социальной адаптации вследствие нее и является фактором формирования эмоциональных нарушений;
- психологические: особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, нарушения адекватности его реагирования на внешние воздействия, сложности в развитии навыков самоконтроля поведения. Достаточно хорошо изучены личностные особенности детей, предрасполагающие к возникновению невротических состояний, В. Н. Мясищев и его ученики также подробно изучили преневротические патохарактерологические радикалы;
- социально-психологические: многочисленные исследования зарубежных автором отметили важное влияние фактора среды, особенно семьи (микроклимат в семье и особенности воспитания, социально-бытовые условия проживания ребенка, особенности его близкого окружения, перемена места жительства, разлука с матерью, аффективная неустойчивость самих родителей).
Эмоциональные нарушения в детском возрасте могут быть обусловлены целым рядом причин, факторов и условий, комбинации которых делают чрезвычайно сложным процесс диагностики и психологической коррекции.
Виды эмоциональных нарушений
Анализ психологической литературы позволяет выделить 3 группы нарушений эмоциональной сферы: расстройство настроения, поведения и психомоторики.
Расстройства настроения условно можно разделить на два подтипа: с усилением эмоциональности и с понижением эмоциональности.
К группе усиления эмоциональности относятся: эйфория (приподнятое настроение), дисфория (преобладание злобно-тоскливого настроения), депрессия (отрицательный эмоциональный фон и общая пассивность поведения), тревожный синдром (беспричинная обеспокоенность и напряженность), страхи.
К группе снижения эмоциональности относятся: апатия (безучастное отношение ко всему происходящему), эмоциональная тупость (уплощенность эмоционального реагирования), паратимии (неадекватность эмоции, переживание одной эмоции сопровождается проявление противоположной эмоции).
К расстройствам поведения относятся: гиперактивность (совокупность двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности, нарушения концентрации внимания) и агрессивное поведение. Агрессивное поведение может быть следующих видов: нормативно-инструментальную агрессию (агрессия как норма общения со сверстниками), пассивно-агрессивное поведение (стремление подчинить себе окружающих за счет, манипуляций, капризов, упрямства), инфантильную агрессивность (проявляется в частых ссорах, непослушанием, выставлением требований), защитную агрессию (проявляется как в норме, так и гипертрофированной форме), демонстративную агрессию (провокационное поведение с целью привлечения внимания), целенаправленно - враждебную агрессию (с целью нанести вред другому).
Расстройства психомоторики включают в себя следующие процессы:
- амимия - сложности в выразительности лицевой мускулатуры;
- гипомимия - легкое понижение выразительности мимики;
- маловыразительная пантомимика.
Кроме этого, к эмоциональным нарушениям можно отнести сложности в понимании и считывании эмоций других людей, трудности в общении с другими людьми.
Взгляды разных психологических школ на эмоциональные нарушения у детей
Основной категорией эмоциональных нарушений, которой оперируют представители разных направлений, является детский невроз как собирательное понятие разных нервно-психических расстройств.
А. Фрейд, представительница психоаналитической школы выделяет следующие факторы, предрасполагающие к возникновению невроза:
- наличие у родителей неосознаваемых фантазий, приписывающих ребенку определенную роль (например, фантазии об идеальном ребенке);
- пренебрежение потребностями ребенка и втягивание его в свою систему, что делает отношения патологическими;
- при наличии уже у ребенка невроза родители либо сливаются с его симптомом, либо отрицают его, используя неконструктивные способы психологической защиты.
К. Юнг также рассматривал источники неврозов детей в семейной ситуации, а именно в результате слияния ребенка с родителей, вследствие чего он чувствует конфликты родителей как свои собственные и страдает от них. К. Юнг называет этот процесс примитивным бессознательным тождеством.
Представители гуманистического направления видят источник эмоциональных нарушений детей в потере ребенком согласия со своими собственными чувствами (расхождение Я-концепции с актуальными переживаниями), невозможностью найти пути для самопроявления и реализации.
Представители поведенческого направления определяют неадекватные наказания и поощрения как фактор развития эмоциональных нарушений.
Кроме этого, в многочисленных зарубежных и отечественных работах подчеркивается особенная роль контакта с матерью в развитии личности ребенка, в том числе и в эмоциональном развитии. Дж. Боулби наблюдал за развитием детей в домах сирот и отметил, что уже во взрослом возрасте у них были разные эмоциональные проблемы. Дальнейшие исследования автора показали, что эмоциональные нарушения связаны с характером привязанности малышей к матери, которая в свою очередь определялась особенностями реагирования матери на потребности ребенка. Он выделил 3 группы: привязанные, избегающие и амбивалентные. Лонгитюдные исследования показали, что наиболее адаптированными оказались надежно привязанные дети.
Американский психолог С. Броди выделила 4 типа отношения матери к ребенку:
- матери легко и пластично приспосабливаются к потребностям ребенка, для них характерно поддерживающее и разрешающее поведение, без навязывания своих желаний;
- матери сознательно стараются приспособиться к потребностям ребенка, но склонны к доминированию;
- матери не проявляют особого интереса к ребенку, ими ведет чувство долга, наблюдается жесткий контроль и запреты, в общении с ребенком нет естественности и теплоты;
- матери отличаются непоследовательностью в поведении и противоречивы в своих требованиях, плохо понимают потребности своего ребенка, не соотносятся с возрастом и возможностями ребенка.
Четвертый тип является наиболее пагубным для развития эмоциональных нарушений: у детей с раннего возраста формируется чувство нестабильности, которое влечет за собой тревожность. При третьем типе у детей рано развивается чувство страха, а затем нередко апатия, депрессивные состояния