Эмоциональное выгорание педагога как социально-психологическая проблема
Синдром (эмоционального) профессионального выгорания – это синдром, который проявляется длительной негативной реакцией организма на хронический стресс, который возникает при работе с людьми.
Данное понятие было предложено американским психиатром Фрейденбергером в 1974 году.
К основным признакам проявления данного синдрома относят:
- Эмоциональное истощение;
- Отстраненность от работы;
- Неэффективность и редукция профессиональных и личных достижений.
В настоящее время к личностным и профессиональным качествам педагога выдвигают особые требования. Одним из основных требований является стрессоустойчивость.
В процессе трудовой деятельности педагог склонен испытывать хронический стресс на работе и вынужденность постоянной коммуникации с людьми, где неизбежны конфликтные ситуации. Кроме того, дети склоны нарушать установленные правила поведения, могут не понимать объяснения педагога, провоцировать конфликтные ситуации в коллективе. Все эти факторы увеличивают риск развития синдрома эмоционального выгорания педагога.
Чаще других подвержены данному синдрому люди старше 40 лет. Человек чувствует угасание интереса, постоянное утомление, отсутствие стремления развиваться или изучать что-то новое, появляется негативное отношение к коллективу и детям.
Это состояние вызывает чувство несдержанности, что провоцирует возникновение конфликтов с родителями, коллегами и детьми. Вспыльчивость и повышенная агрессивность повышает стресс у обучающихся. Педагог начинает винить себя, так как профессиональный долг велит сдерживать такие вспышки агрессии.
Помимо повышенной агрессивности педагог, переживающий синдром профессионального выгорания, может проявлять противоположную реакцию и испытывать полное равнодушие к работе.
Синдром эмоционального выгорания часто является причиной депрессии или возникновения различных психосоматических заболеваний.
Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание
Провоцировать эмоциональное выгорание могут следующие факторы.
Внешние факторы.
К ним относят специфику работы педагога, например, необходимость нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся детей и проявлять эмпатию, и организационные моменты, такие как низкая заработная плата, переработки, неудовлетворение полученными результатами от процесса обучения и т.д.
Зачастую напряженная атмосфера в коллективе также влияет на эмоциональное благополучие членов педагогического состава.
Внутренние факторы.
Они объединяют в себе коммуникативные и личностные факторы.
К коммуникативным факторам относят неумение вести себя при возникновении межличностного конфликта, неумение общаться и сдерживать проявление своих негативных эмоций.
Личностные факторы представляют собой индивидуальные проблемы личности, которые могут быть связаны с финансовыми трудностями, смертью или болезнью близкого человека, недовольствами в личной и семейной жизни, проблемами с самореализацией.
Фазы эмоционального выгорания
Существует три фазы эмоционального выгорания.
Первая фаза или фаза напряжения.
Предпосылкой эмоционального выгорания служит появление тревожного напряжения субъекта. Зачастую оно нарастает со временем при постоянном действии описанных выше факторов или их усилении. Человек стремиться приглушить возникшие тревожные чувства и эмоции. Однако, вскоре он начинает испытывать чувство неудовлетворенности собой и своим положением;
Вторая фаза или фаза резистенции.
На данной фазе человек начинает проявлять пренебрежительное отношение к коллегам и обучающимся детям. Поначалу это проявляется в виде неприязни, которую субъект всё еще пытается сдержать, потом возникают вспышки раздражения и агрессии.
Все эти проявления представляют собой защитную функцию психики, когда человек бессознательно старается обезопаситься во время общения;
Третья фаза или фаза истощения.
Когда запас психических ресурсов истощается, наступает третья фаза эмоционального выгорания. Человек начинает испытывать равнодушие, причем оно касается всех аспектов его жизни.
Профилактика эмоционального выгорания педагога
Для того, чтобы избежать эмоционального выгорания, педагогу рекомендуется развивать следующие личностные качества:
- Хорошая физическая форма (рекомендуется заниматься спортом);
- Крепкое здоровье (рекомендуется вести здоровый образ жизни, исключить вредные привычки);
- Уверенность в себе и своих возможностях;
- Самостоятельность;
- Коммуникабельность;
- Искренность;
- Открытость;
- Жизнерадостность;
- Опыт выхода из сложных жизненных ситуаций.
Помимо развития личностных качеств, предупредить эмоциональное выгорание можно путем создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Важную роль играет материальная обеспеченность педагогов, так как индивидуальные переживания могут влиять на профессиональную деятельность.
В коллективах, где сотрудники нацелены на единый результат и оказывают друг другу поддержку, риск возникновения эмоционального выгорания меньше.
Также для снижения вероятности возникновения эмоционального выгорания в коллективе важна работа руководства. Руководство должно организовать четкое распределение обязанностей, оказывать своим сотрудникам поддержку, обеспечить условия для профессионального роста.
Эмоционального выгорания представляет собой опасное состояние организма, так как является предпосылкой возникновения различных психосоматических расстройств. Оно развивается постепенно и поэтапно, поэтому определение проблемы на ранних стадиях может помочь человеку избежать большинства негативных последствий.
Эмоциональное выгорание следует предупреждать и ослаблять с помощью развития личностных качеств, улучшения отношений в коллективе, оптимизацию трудовой деятельности и своевременного обращения к психологу.