Эмоции — это физиологическое состояние организма, которое имеет ярко выраженную субъективную окраску.
Особенности проявления эмоций у человека
Многие исследователи рассматривали природу появления эмоций у человека. Часть из них пыталась доказать, что эмоции передаются людям по наследству. Например, без наличия жизненного опыта, новорожденные могут плакать, улыбаться во сне и при пробуждении.
Любые эмоции условно делятся на две группы: положительные и отрицательные. Первые из них вызваны чувствами любви, радости, удовольствия. Отрицательные эмоции выражены чувство страха, гнева, ненависти, неудовлетворения. То, к какой группе эмоций можно отнести соответствующие чувства, определяется по мимике, поведению или собственному мироощущению человека.
В случае с положительными эмоциями на лице человека появляется улыбка (углы рта приподняты). Его глаза слегка прищуриваются, брови расслабляются, появляется желание что-то создать или сделать для окружающих людей. При позитивных эмоциях наблюдается выброс в кровь гормона эндорфин. Он способен нормализовать деятельность всего организма. Это ведет к росту продолжительности жизни.
Ребенку мироощущение может передаваться от матери. Это происходит, когда все потребности удовлетворяются по мере их появления (например, смена пеленок, кормление, купание и др.). Позитивные эмоции способствуют появлению ощущения защищенности и чувства удовлетворения.
При появлении отрицательных эмоций у человека опускаются уголки рта. Его брови сближаются над переносицей, глаза широко открываются, блестят, иногда наливаются кровью. В организме надпочечниками выделяется гормон страха — адреналин. Он способен ускорять расщепление глюкозы, что ведет к росту АТФ в скелетных мышцах (готовность мышц к движению) и расслаблению гладкой мускулатуры.
У ребенка, который испытывает страх, появляется желание спрятаться, убежать. Негативные эмоции родителей очень сильно влияют на детей. Например, если они осознают, что сделали плохо, для избегания наказания часто прячутся под стол, в шкаф, убегают к объекту защиты. В этом случае все мысли концентрируются лишь на сохранении собственной жизни. Если ребенок в семье часто находится в дискомфортном состоянии, то у него могут появиться головные боли, проблемы с сердечно-сосудистой и нервной системой.
Роль эмоций родителей в воспитании ребенка
Эмоции родителей играют существенную роль в воспитании детей. Если понаблюдать за играющими годовалыми детьми, то можно заметить, что у них отсутствует страх в тех случаях, в которых взрослый человек его испытывает. Например, дети не боятся и хватают раскаленные предметы. Получается, что тому, чего человеку необходимо бояться, он обучается в процессе жизни.
Экспериментальная психология доказала, что сильнейший страх человек (особенно ребенок) испытывает, когда при исследовании чего-то нового начинают раздаваться резкие неожиданные громкие звуки (например, крик). В этом случае происходит испуг.
В деле воспитания маленького ребенка необходимо придерживаться следующих принципов:
- Резкий звук в процессе обучения приводит к стойкому желанию не возвращаться к процессу познания;
- Необходимость награждать ребенка за достижения (например, с помощью объятий, ласковых слов, сладостей);
- Отсутствие физических наказаний;
- Необходимость чувствования поддержки взрослых;
- Объяснение при непослушании о последствиях поступков.
Эмоции способны выходить далеко за пределы умственного процесса. Их человек выражает с помощью всего тела. Стремясь удовлетворить собственные потребности, люди начинают совершать соответствующие иные поступки. В отличие от животных, дети и взрослые подсаживаются на некоторые эмоции. Они отличаются индивидуальностью, поскольку зависят от среды обитания, а потому сложны в объяснении, требуя дополнительного исследования.
Часто родители много времени уделяют интеллектуальному развитию своих детей, так как считают, что от этого зависит их успех в жизни. Тем не менее, необходимо обращать внимание и на эмоциональное развитие. Отставание по этой линии развития неизбежно приведет к обеднению и интеллектуальных функций. Хорошо известно, что эмоционально благополучные дети учатся как бы играючи. Они с младенчества учатся соотносить собственные желания с возможностями и желаниями других людей.
Основа личности закладывается в семье. Это включает потребности и интересы, отношение к самим себе и другим. В семье зарождаются социальные чувства, происходит закрепление их относительно устойчивой направленности. Взаимоотношения ребенка с родителями отличается высоким уровнем эмоциональности, поэтому большую роль играет состояние эмоциональной сферы матери и отца.
Возможность правильного распознавания эмоционального состояния другого человека является важным фактором в формировании отношений с людьми. Данная способность укрепляется в течение детства, приводя в последующем к адекватному восприятию других людей.
В младшем возрасте ребенок отличается высокой эмоциональностью. Эмоции у него выражены более бурно и непосредственно, если производить сравнение со взрослыми. Если родители ласково относятся к ребенку, признавая его права, а сверстники хотят с ним дружить, то он начинает испытывать эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защиты.
Позитивные эмоции ведут к росту активности, энергии, улучшении жизнедеятельности. Они вызывают подъем и бодрость с помощью усиления работы сердечной системы, повышения темпа и глубины дыхания. Самое эффективное воздействие на ребёнка наблюдается в той семье, где у детей развит оптимальный уровень потребности в поощрении, одобрении и похвале.