Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой эмоций: Л. Бендер, Ф. Аллан, Э. Фромм, З. Фрейд, И.П. Ильин и др.
Далее рассмотрим понятие агрессии и агрессивности, а также основные аспекты данного вопроса.
Понятие агрессии и агрессивности
По мнению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, агрессия представляет собой некое целенаправленное поведение деструктивного характера, которое противоречит нормам поведения человеческого общества; которое приносит вред объектам нападения, а также физический или психологический вред пострадавшим окружающим.
Известно, что в настоящее время нет одного взгляда на данное понятие. Поэтому для более глубокого осмысления термина рассмотрим еще несколько определений.
- Л. Бендер. Агрессия – тенденция приближения/удаления от объекта;
- Ф. Аллан. Агрессия – внутренняя сила, которая позволяет индивиду противостоять внешним силам.
- Э. Фромм. Агрессия – нанесение ущерба как живому, так и неживому объекту/предмету.
Подчеркнем различие терминов «агрессия» и «агрессивность», обратившись к другим авторам концепций об агрессивности.
- Е. П. Ильин. Агрессивность – определенное свойство личности, отражающее склонность к агрессивной реакции в ситуациях фрустрации. Агрессия – определенное поведения человека в ситуациях фрустрации.
- А. А. Реан. Агрессивность – определенная к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.
Биологические аспекты агрессивности
- Инстинктивно-биологизаторский подход. Этологическая концепция агрессии (К. Лоренц и Н. Тинберген). Здесь агрессия связывается со стабильным асимметричным агонистическим взаимодействием. Сама агрессия представляет собой в рамках данного подхода базис доминирования.
- Эволюционный подход. Представителями данного подхода являются Дейли, Уилсон, Басс и Шейклфорд. Здесь агрессивное поведение рассматривается как адаптивное, то есть, оно предназначено для увеличения репродуктивной успешности существа, проявившего агрессию.
- Генетический подход. Представителями данного подхода являются Ди Лалла, Готтесман. Они утверждают, что генетически родственные индивиды в действительности более схожи между собой с точки зрения их агрессивных склонностей, чем индивиды, которые генетически не родственны.
Представители данного подхода отмечают, что контроль агрессии самим человеком также возможен.
Так, этологическая концепция уделяет основное внимание не столько исследованию причин человеческой агрессии (агрессия рассматривается как спонтанная врожденная реакция), сколько ее поведенческим проявлениям, а также способам нейтрализации агрессивного поведения.
Они также делают попытки ответить на вопрос о природе агрессии как свойстве человека. Так, они говорят о том, что агрессивные проявления поведения обусловлены некими «агрессивными» генами. Так, при наличии этих генов человек часто склонен к насилию.
Данная точка зрения критикуется генетиками (Майлз, Кэри). Они утверждают, что действительно возможно проявления тех самых «агрессивных» генов, однако их проявления будет зависеть не только от самого их наличия, а также, в большей степени, от факторов окружающей среды. По сути, если окружающая среда усиливает предрасположенность, то только в том случае у человека может проявиться склонность к насилию.
Социальные аспекты агрессивности
- Бихевиоральная концепция агрессии, или теория социального научения. Представителями данного подхода являются Э. Торндайк и Дж. Уотсон. Основоположники данной концепции считают, что агрессия не может быть заложена в ребенка изначально, так как ребенок изначально непорочен. Здесь есть некая связь с теорией Дж. Локка о развитии ребенка.
- Психоаналитическая концепция агрессии, или теория влечений.
Так, агрессия приобретается в ходе развития ребенка.
В целом, агрессия представляет собой поведение, которое было усвоено в ходе социализации человека через наблюдение и подражание.
Однако многими бихевиористами (А. Бандура, А. Басс и др.) сама агрессия определяется как врожденное качество человека, что подтверждается, например, открытым и ярко выраженным агрессивным поведением ребенка в младенческом возрасте. Но "контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение не являются врожденными: они - результат научения".
Кроме того, в рамках теории социального научения были выделены три дихотомии для классификации агрессивного поведения: физическая - вербальная; активная / пассивная; направленная / ненаправленная. Данное положение относится к концепции А. Басса. Подробнее она представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. «Агрессия в концепции А. Басса»
Основоположником этой теории является З. Фрейд.
З. Фрейд различает два вида человеческих инстинктов:
- инстинкт жизни – созидательный инстинкт, который связан с любовью и заботой;
- инстинкт смерти – разрушительный инстинкт, который выражается в злобе, ненависти.
Приверженцы психоаналитической концепции придерживаются пессимистического взгляда на возможность преодоления человеком своей агрессии, полагая, что ее можно лишь временно сдерживать или трансформировать ее в безопасные формы, направлять на менее уязвимые цели. Контроль над проявлениями агрессии определяется необходимостью постоянной разрядки агрессии.
Данная теория утверждает, что агрессивное поведение человека - это ситуативный процесс, а агрессию - результат действия фрустраторов.
Последователи фрустрационной теории исследуют главным образом условия возникновения агрессивного поведения или типы агрессивных реакций на фрустрацию. Однако при этом никак не объясняется возникновение самого механизма человеческой агрессии, ее глубинная сущность.