Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эмоциональный интеллект

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой эмоций: Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.

Далее рассмотрим понятие эмоций, эмоционального интеллекта, а также взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессионального успеха.

Понятие

Определение

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Эмоциональный интеллект

Специфика эмоционального интеллекта отображена на рисунке 1.

Эмоциональный интеллект

Рисунок 1. «Эмоциональный интеллект»

Рассмотрим природу эмоционального интеллекта. В настоящее время существует три основных подхода.

  1. Подход, включающий в себя теорию способностей. Здесь эмоциональный интеллект рассматривается в качестве совокупности навыков и умений (рис. 2).
  2. Эмоциональный интеллект в теории способностей

    Рисунок 2. «Эмоциональный интеллект в теории способностей»

  3. Подход, основанный на теории личности. Здесь происходит ориентация на личностные особенности человека.
  4. Смешанная концепция. Один из сторонников данного подхода (Д. Гоулман) рассматривает эмоциональный интеллект с точки зрения четырех факторов:
  • Самосознание – помогает осознавать свои чувства
  • Социальная адаптированность – помогает понимать чувства окружающих
  • Саморегуляция – контроль импульсивного поведения
  • Управление отношениями.

Эмоциональный интеллект как основа профессионального успеха профессий по типу человек-человек (в нашем случае – профессия психолога).

Успех обосновывается различными составляющими эмоционального интеллекта.

  1. Самосознание. Если человек понимает свои чувства, понимает, что он в плохом настроении, что это может вызвать негативное отношение к нему окружающих, он может стараться сдерживать свои чувства, не срывая их на других. Осознание своих эмоций – шаг к контролю над ней. Также наличие дисфорических эмоций заставляет такого человека разобраться в себе, понять, что их вызвало, а не пытаться приписать им только внешнюю причину. Он знает свои положительные и отрицательные стороны.
  2. Самоконтроль. Такое качество позволяет вычленять свои негативные (будь то печаль или агрессия и т.д.) чувства и контролировать их, быть эмоционально устойчивым. Так что, имея такое свойство, психолог может работать с негативными чувствами клиентов, будучи уверенным, что его самого неожиданно не захлестнут неприятные эмоции.
  3. Эмпатия. Еще К. Роджерс назвал эмпатию одним из обязательных условий своего личностно-центрированного подхода в психотерапии. Под эмпатией понимается способность эмоционально отзываться на переживания других, проживать их ощущения вместе с ними, при этом не сливаясь с ними до конца. Так что эмпатия является необходимым качеством психотерапевта, которое позволяет ему понимать и принимать клиента таким, какой он есть, без критики и оценок, лучше чувствовать то, что чувствует он.
  4. Навыки отношений. Хорошему психологу необходимо уметь найти общий язык с совершенно разными людьми, даже тогда, когда у них нет предрасположенности к этому, наладить и поддержать с ними контакт.
  5. Мотивация (самомотивация). Умение управлять своими эмоциями, например, способность входить в то состояние, которое в данной ситуации было бы наиболее эффективным для работы, возможность сконцентрироваться на решении какой-либо проблемы, заинтересоваться ею и посвятить себя именно ей, если это необходимо.

Сами авторы термина «эмоциональный интеллект» Дж. Майер и П. Сэловей выделяют четыре компонента эмоционального интеллекта – ветви. Компоненты иерархично структурированы и развиваются в онтогенезе в определенной последовательности.

Первая ветвь – способность понимать, распознавать эмоции и выражать их.

Первая ветвь – основа для появления второй – порождение эмоций для решения уже конкретных задач.

В свою очередь, первая и вторая ветвь дают основу для возникновения третьей – способности понимать события, которые предшествовали эмоциям и которые последуют за ними.

И, наконец, четвертая ветвь – способность регулировать собственные эмоции и эмоциональные состояния других. Для ее возникновения необходимо наличие предшествующих трех.

Эмоциональный интеллект тесно взаимосвязан с успешностью в профессиональной деятельности психолога. И эта успешность обусловлена коммуникативным фактором:

  • способностью понимать свое состояние,
  • управлять им,
  • влиять на состояние другого в соответствии с установками общения.
Дата последнего обновления статьи: 14.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot