Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой эмоций: Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.
Далее рассмотрим понятие эмоций, эмоционального интеллекта, а также взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессионального успеха.
Понятие
Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.
Эмоциональный интеллект
Специфика эмоционального интеллекта отображена на рисунке 1.
Рисунок 1. «Эмоциональный интеллект»
Рассмотрим природу эмоционального интеллекта. В настоящее время существует три основных подхода.
- Подход, включающий в себя теорию способностей. Здесь эмоциональный интеллект рассматривается в качестве совокупности навыков и умений (рис. 2).
- Подход, основанный на теории личности. Здесь происходит ориентация на личностные особенности человека.
- Смешанная концепция. Один из сторонников данного подхода (Д. Гоулман) рассматривает эмоциональный интеллект с точки зрения четырех факторов:
Рисунок 2. «Эмоциональный интеллект в теории способностей»
- Самосознание – помогает осознавать свои чувства
- Социальная адаптированность – помогает понимать чувства окружающих
- Саморегуляция – контроль импульсивного поведения
- Управление отношениями.
Эмоциональный интеллект как основа профессионального успеха профессий по типу человек-человек (в нашем случае – профессия психолога).
Успех обосновывается различными составляющими эмоционального интеллекта.
- Самосознание. Если человек понимает свои чувства, понимает, что он в плохом настроении, что это может вызвать негативное отношение к нему окружающих, он может стараться сдерживать свои чувства, не срывая их на других. Осознание своих эмоций – шаг к контролю над ней. Также наличие дисфорических эмоций заставляет такого человека разобраться в себе, понять, что их вызвало, а не пытаться приписать им только внешнюю причину. Он знает свои положительные и отрицательные стороны.
- Самоконтроль. Такое качество позволяет вычленять свои негативные (будь то печаль или агрессия и т.д.) чувства и контролировать их, быть эмоционально устойчивым. Так что, имея такое свойство, психолог может работать с негативными чувствами клиентов, будучи уверенным, что его самого неожиданно не захлестнут неприятные эмоции.
- Эмпатия. Еще К. Роджерс назвал эмпатию одним из обязательных условий своего личностно-центрированного подхода в психотерапии. Под эмпатией понимается способность эмоционально отзываться на переживания других, проживать их ощущения вместе с ними, при этом не сливаясь с ними до конца. Так что эмпатия является необходимым качеством психотерапевта, которое позволяет ему понимать и принимать клиента таким, какой он есть, без критики и оценок, лучше чувствовать то, что чувствует он.
- Навыки отношений. Хорошему психологу необходимо уметь найти общий язык с совершенно разными людьми, даже тогда, когда у них нет предрасположенности к этому, наладить и поддержать с ними контакт.
- Мотивация (самомотивация). Умение управлять своими эмоциями, например, способность входить в то состояние, которое в данной ситуации было бы наиболее эффективным для работы, возможность сконцентрироваться на решении какой-либо проблемы, заинтересоваться ею и посвятить себя именно ей, если это необходимо.
Сами авторы термина «эмоциональный интеллект» Дж. Майер и П. Сэловей выделяют четыре компонента эмоционального интеллекта – ветви. Компоненты иерархично структурированы и развиваются в онтогенезе в определенной последовательности.
Первая ветвь – способность понимать, распознавать эмоции и выражать их.
Первая ветвь – основа для появления второй – порождение эмоций для решения уже конкретных задач.
В свою очередь, первая и вторая ветвь дают основу для возникновения третьей – способности понимать события, которые предшествовали эмоциям и которые последуют за ними.
И, наконец, четвертая ветвь – способность регулировать собственные эмоции и эмоциональные состояния других. Для ее возникновения необходимо наличие предшествующих трех.
Эмоциональный интеллект тесно взаимосвязан с успешностью в профессиональной деятельности психолога. И эта успешность обусловлена коммуникативным фактором:
- способностью понимать свое состояние,
- управлять им,
- влиять на состояние другого в соответствии с установками общения.