На данном моменте развития социума проблема агрессии является одной из наиболее актуальных в психологических и социальных науках.
В современной научной литературе под агрессией понимают наступление, атаку, нападение; насильственное нарушение прав другого или оскорбительные действия по отношению к нему.
Агрессия проявляется в двух формах: как особенности личности и как форма поведения.
Агрессия как форма поведения
Агрессивное поведение представляет собой, прежде всего, внешнее выраженное действие, поведение, направленное против другого; мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам взаимодействия между людьми.
Как правило, подобное поведение характеризуется краткосрочностью протекания, меняется в зависимости от особенностей условий ситуации, при смене самой ситуации. Другими словами, агрессивное поведение выступает результатом взаимодействия личностных, ситуативных и трансситуативных факторов.
Целью агрессивного поведения чаще всего является причинение вреда другому. Подобное поведение не отожествляется с установками, мотивами или эмоциональными состояниями, хотя они могут оказывать влияние на характер протекания поведенческих стратегий.
Не отожествляется агрессия и с жестоким поведением, поскольку, жестокость является лишь одной из возможных форм проявления агрессии. Жестокое поведение может выступать характеристикой агрессии, свойственной для неразвитых, незрелых, невротичных людей, однако, с повышением зрелости личности, ее переходом к личной свободе, характер агрессии меняется в сторону критики, здорового самоуважения, стремления к справедливости, сопротивления стремлению к доминированию.
Формами проведения агрессивного поведения могут выступать следующие:
- чувство гнева;
- физическая агрессия;
- подозрительность;
- вербальная агрессия;
- негодование;
- косвенная агрессия.
Функции агрессивного поведения
На основании анализа выполняемых функций различают инструментальную и эмоциональную (враждебную) агрессию:
- главной целью враждебной агрессии является причинение страданий, ущерба другому;
- для инструментальной агрессии страдания другого не являются самоцелью, они являются побочным результатом в процессе достижения других целей, удовлетворения других потребностей.
Следует отметить, что агрессивное поведение не всегда сопровождается причинением вреда другому. К примеру, в некоторых видах спортивной деятельности, педагогических взаимоотношениях, других видах деятельности, включающих соревновательный элемент, агрессия представляет собой компонент деятельности личности, обусловленный социально значимыми целями. Агрессивное поведение такого рода может характеризоваться стремлением личности к преодолению препятствий, оказанию воздействия на другого, но без умысла причинения ему ущерба, страданий.
Подходы к классификации агрессивных форм поведения
Выделяют деструктивную и конструктивную виды агрессии.
Деструктивная агрессия направлена на причинение боли другому, лишение его силы, увеличение собственной власти, на подавление или разрушение окружающей среды; описывается в терминах социальной непродуктивности, дезадаптации. Наиболее ярким проявлением деструктивной агрессии выступает совершение преступлений, связанных с применением насильственных действий.
Конструктивная – связана со стремлением преодоления барьеров, препятствий, установлением взаимоотношений с другим без намерения причинить ему страдания.
Таким образом, агрессивное поведение имеет гетерогенную природу:
- с одной стороны, оно несет в себе деструктивное начало,
- с другой, - обладает высоким мобилизационным потенциалом, обеспечивающим саморазвитие личности.