Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях —это система краткосрочных мероприятий, которые оказываются пострадавшим непосредственно в очаге чрезвычайной ситуации или в самое ближайшее время после ЧС. Они направлены на регуляцию актуального психологического, психофизического состояния и устранение негативных эмоциональных переживаний, связанных с этим событием, при помощи специальных профессиональных методов.
Фформы оказания психологической помощи
В современный век бурного развития техники и новых технологий растет количество чрезвычайных ситуаций и тяжесть их трагических последствий. Это происходит в результате аварий и катастроф, имеющих техногенный характер (взрыв, пожар, аварии на транспорте и производстве). Особое место в ряду ЧС занимают чрезвычайные ситуации социального характера (например, война, террористический акт, похищение людей, преступность и др.).
В нашей стране используются традиционные формы оказания психологической помощи. Она может быть:
- Стационарной,
- Полустационарной,
- Амбулаторной.
Практика показала, что при осуществлении аварийно-спасательных и других неотложных работ этих форм не всегда достаточно. Согласно статистике, к специалистам в момент ликвидации чрезвычайных ситуаций сегодня самостоятельно обращается не более 25% лиц, которым необходима такая помощь.
Если проанализировать стиль работы психологов в чрезвычайной ситуации при проведении аварийно-спасательных работ, то на практике можно обнаружить разорванность и непоследовательность действий специалистов. Как правило, это оправдывают разными условиями, присущими для чрезвычайной ситуации (например, неопределенность обстановки, быстрая смена ситуации, высокая оперативность в связи с осуществлением экстренной психологической помощи в условиях цейтнота).
Необходимость и задачи психологической помощи в чрезвычайной ситуации
Причинно-следственные связи условий деятельности психологов в чрезвычайных ситуациях показывают упущение. Оно характерно для психодиагностического этапа и является важным направлением, связанным с учетом возрастной динамики процесса индентификации.
В качестве диагностических признаков психологических проблем при осуществлении аварийно-спасательных работ выступают следующие параметры:
- Отсутствие доверия к людям, эмоциональная изоляция;
- Появление сомнений в себе, гипертрофированное чувство стыда;
- Появление чувства вины, пассивность, отсутствие инициативы, потеря признаков полоролевого поведения;
- Чувство неполноценности, исключение сложных заданий и ситуаций соревнования;
- Диффузия идентичности, когда человек не может найти себя (не знает, что хочет);
- Изоляция, избегание общения в качестве первичных симптомов изменения психики человека (трудный характер, непредсказуемое поведение);
- Застой (особенно в профессиональной деятельности), эгоцентризм, эгоизм и др.
Таким образом, осуществляя задачи экстренной психологической помощи пострадавшим в ходе чрезвычайных ситуаций, психологи могут столкнуться с высокой степенью вероятности с несколькими видами изменений психологического статуса пострадавших лиц. Для первого вида присущи нарушения идентификации, которые были приобретены до событий чрезвычайной ситуации. Второй вид людей имеет нарушения психического состояния, которые связаны с воздействием стресс-факторов чрезвычайной ситуации.
Третий вид пострадавших лиц показывает нарушения различного рода, которые возникают в результате психотравмы при воздействии стрессовых факторов чрезвычайной ситуации (являются результатом дезадаптации личности). Для четвертого вида характерны пограничные состояния. Они были свойственны человеку до наступления чрезвычайной ситуации, так как представляют собой его личностные специфические особенности.
Для любой модификации организационно-управленческой системы необходимы структурные и содержательные изменения. Ясно, что при новых обстоятельствах востребованными могут стать структурное реформирование и модернизация содержательного наполнения работы психологов в чрезвычайных ситуациях. Для этого специалисты должны вводить в практику новые психокоррекционные техники.
Работа психологов в чрезвычайных ситуациях
Практика показала, что для успешного оказания психологической помощи в ходе чрезвычайных ситуаций необходима правильная организация работы психологов. Этапы деятельности психологов при оказании экстренной помощи должны включать подготовительную стадию. Здесь производится стажировка волонтеров, профессиональная подготовка и совершенствование знаний штатными психологами.
На стадии реагирования психологи, которые выезжают на ЧС, должны разеляться на первичную, мобильную и экстренную группы, группу оперативного реагирования, группу горячей линии. Для этой цели важно уточнить задачи и организовать соответствующее взаимодействие.
На основной стадии происходит реализация задач психологической помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации. Они состоят в первичной помощи, психодиагностике, разработке индивидуального реабилитационного плана для пролонгированного коррекционного воздействия. Специалисты планируют и организуют поток пострадавших в соответствии с контуром системы организации психологической помощи.
Помощь должна быть оказана пострадавшим лицам, у которых наблюдаются признаки дезадаптации, дистресса, острых стрессовых расстройств. В некоторых ситуациях необходима организация взаимодействия с медицинской службой или работа на телефоне горячей линии. Отдельный вид помощи требуется для лиц с демонстративным поведением, которые пострадали и имеют наиболее сложные случаи деформации психологического статуса личности.
На заключительной стадии осуществляется итоговая аналитическая работа. Специалистам необходимо написать отчеты, провести самоанализ, осуществить мероприятия по самовосстановлению и снятию нервно-психического напряжения.