Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности условий деятельности психолога при общении с пострадавшими

Все предметы / Психология / Особенности условий деятельности психолога при общении с пострадавшими
Определение 1

Деятельность психолога при общении с пострадавшими — это оказание экстренной психологической помощи, которая характеризуется краткосрочным характером. В обычных условиях работа психолога продолжается от нескольких сеансов до 20-30 встреч с клиентом. В условиях экстренных и чрезвычайных ситуаций работа длится несколько часов или минут.

Необходимость психологической помощи пострадавшим

Как правило, в зоне экстренных и чрезвычайных ситуация оказывается множество людей. Все эти люди могут считаться пострадавшими, поскольку даже если не пострадал физически сам человек или его родственники, осталось целым имущество, невозможно оставаться равнодушным, когда вокруг происходит страдание других.

Существуют более типичные психические и поведенческие проявления, характерные для пострадавших, а также трудности, с которыми приходится столкнуться ликвидаторам последствий чрезвычайных ситуаций и возможные варианты психологической помощи гражданам.

Принято рассматривать разные группы пострадавших. Психологическая травма у них будет разной в соответствии с генезом и проявлениями, а, следовательно, и помощь им нужна различная. Стойкие личностные изменения, которые влияют на последующую жизнедеятельность, проявляются не только при физическом страдании самого человека. Он может испытывать страдания по поводу потери родственников, имущества, смерти или болезни других людей.

Если психолог находится рядом с человеком, который получил психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов, ему важно не потерять самообладания. Поведение пострадавших не должно раздражать или пугать специалиста, их состояние, поступки и эмоции являются нормальными эмоциональными проявлениями на соответствующие обстоятельства.

Готовые работы на аналогичную тему

Ошибкой будет полагать, что пострадавшему не нужна помощь только по той причине, что он ведет себя спокойно или не проявляет стрессовых реакций. Возможно, он находится в состоянии ступора, которое лишь внешне кажется спокойным. В реальных ситуациях подобное состояние спокойствия и ступора может в любое время смениться на очень активный (буйный) эмоциональный всплеск. В этом случае поведение пострадавшего человека может представлять опасность для окружающих.

Условия и принципы работы психолога с пострадавшими

Основной аспект экстренной психологической помощи для пострадавших представлен ее краткосрочным характером. Особенности условий чрезвычайных ситуаций предполагают то, что сотрудник приезжает на место всего на несколько часов или дней. Как правило, пострадавших людей, которые приходятся на одного психолога, оказывается очень много. По этой причине длительная и индивидуальная работа с каждым пострадавшим чаще всего невозможна.

Условия чрезвычайных ситуаций предполагают несколько целей работы психолога с пострадавшими:

  • Быстрая стабилизация психологического и психосоматического состояния пострадавших;
  • Увеличение адаптационных возможностей пострадавших лиц;
  • Исключение явных негативных эмоциональных реакций, особенно их крайних проявлений;
  • Профилактика отсроченной реакции на ситуацию.

Специалисты в области психологии, которые оказывают экстренную психологическую помощь пострадавшим, должны использовать не единственный конкретный метод, а систему краткосрочных техник и инструментов, сочетающихся друг с другом и подходящих отдельному субъекту.

В соответствии с конкретной ситуацией и ее условиями, индивидуальными особенностями человека, принято выбирать индивидуальную тактику работы с конкретным лицом.

При осуществлении работы психолога с пострадавшими выделяют несколько групп людей:

  • Жертва, то есть пострадавшее лицо, изолированное в очаге чрезвычайной ситуации (например, человек в завале под зданием, зажатый в машине при автомобильной аварии, находящийся на крыше затопленного дома и др.);
  • Морально или физически пострадавшие лица (например, человек, у которого разрушен дом);
  • Лица, которые потеряли своих родных и близких или те, кто не имеет сведений об их судьбе;
  • Свидетели и очевидцы, которые, несмотря на то, что они остались целыми физически, получают психологическую травму.

Работа с жертвами ЧС и ее условия

В условиях работы с жертвами чрезвычайных ситуаций специалист, который оказывает психологическую помощь, должен дать информационную поддержку. В первую очередь, он информирует о том, что помощь уже близко, дает сообщения о том, каким образом человек должен вести себя для выживания.

В процессе проведения спасательных работ с пострадавшими и жертвами также проводится индивидуальная работа. Она включает психологическую поддержку, применение элементов суггестии или внушения.

Если рассматривать информационную поддержку или психотерапию, то в условиях ЧС данная форма психологической помощи наиболее необходима и оптимальна. Ее целью является психологическая поддержка жизнеспособности людей, которые остались живы, но находятся в полной изоляции от окружающего мира.

Психолог должен знать следующие условия своей деятельности, о которых необходимо сообщить пострадавшему:

  • Сведения о том, что специалисты стремятся на помощь и делают все, чтобы она пришла как можно скорее;
  • Сохранение полного спокойствия лиц, которые находятся в изоляции;
  • Разъяснение возможностей самопомощи и др.

Специалисты должны объяснять пострадавшим, что они не должны предпринимать никаких физических усилий для самоэвакуации, поскольку такие действия способны привести к опасным последствиям (например, смещение обломков). Пострадавшие в определенных случаях могут давать о себе знать (например, стук по трубе, железу и др.).

Цель информационной терапии представлена минимизацией чувства страха у пострадавшего лица, поскольку известно, что в условиях кризиса от страха погибает больше людей, чем от воздействий условий реально разрушительного фактора. Для этого требуется специалист, который «заговаривает» или беседует с пострадавшими.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис