Биография Э. Фромма
Эрих Фромм – один из самых прославленных философов и социологов ХХ столетия. Э. Фромм также считается одним из основоположников двух направлений психологии – неофрейдизма и фредомарксизма.
Родился будущий философ и психолог 23 марта 1900 года в семье ортодоксальных иудеев в городе Франкфурт-на-Майне. Э. Фромм посещал обычную национальную школу в родном городе. Все предметы ему давались легко – он был одним из лучших учащихся в классе, что дало ему возможность без особых сложностей поступить в 1918 году в Гейдельбергский университет, который был самым престижным высшим учебным заведением в Германии.
Там он изучал предметы по своему направлению: социологию, философию и психологию. Научным руководителем Э. Фромма был выдающийся немецкий философ и социолог Альфред Вебер. Под его руководством Э. Фромм защитил докторскую диссертацию.
В дальнейшем Э. Фромм поступил в психоаналитический институт Берлина, где он завершает свою психоаналитическую подготовку. Во время обучения в Берлине Э. Фромм знакомится с одной из основных фигур неофрейдизма – американкой К. Хорни.
После завершения института Э. Фромм открывает свою психологическую практику, которую ведет в течение почти всей жизни. Как раз богатый опыт общений с пациентами помог ему обеспечить обширную информационную базу для предстоящих открытий.
В 1933 году к власти в Германии приходит Адольф Гитлер, который начал на территории Германии истреблять евреев. Чтобы не стать жертвой режима Третьего Рейха, Э. Фромм переезжает вначале в Швейцарию, а в последующем уезжает в США, где приобретает жилье в Нью-Йорке. После Э. Фромм работал в престижном Колумбийском университете в Америке.
Через пятнадцать лет Э. Фромм уезжает в Мехико, где работает в Национальном автономном университете. Там Э. Фромм погружается в проведение исследований и публикует книгу «Здоровое общество», в которой достаточно жестко подвергает критике капиталистическую систему. В 1960-х годах Э. Фромм принимает решение заниматься политической деятельностью и вступает в Социалистическую партию.
В последние годы жизни Эрих Фромм работал в Нью-Йоркском и Мичиганском университетах.
Философские и социальные идеи Эриха Фромма
Являясь учеником Зигмунда Фрейда, Э. Фромм пересмотрев убеждения педагога, уделил наибольшее внимание социальным вопросам. Основываясь на современных ему достижениях науки, философ предложил свое направление преобразования общества.
В 1941 была издана первая книга «Бегство от свободы», где изложены основные позиции социальной философии. Позже Э. Фромм развил и усовершенствовал их в таких трудах, как: «Сердце человека», «Человек как он есть», «Здоровое общество» и т.д.
Э. Фромм обратил внимание на три характерных механизма бегства от свободы, которые являются свойственными для общества:
- Авторитаризм как объединение садомазохистских отношений определяется в отказе от независимости личности и устремленности к объединению собственного «я» с чем-то или с кем-то внешним для приобретения силы, которой мало у самого индивида. Говоря по-другому, личность ищет новые узы вместо тех, что были утрачены.
- Разрушительность, в соответствии с суждениями Э. Фромма, необходимо отличать от садомазохистских направленностей, несмотря на их некоторую взаимосвязанность. Ее задачей представляется ликвидация объекта. Ощущая бессилие по отношению к окружающему миру, личность старается разрушить его. Безусловно, при произведенном триумфе индивид может оказаться в полнейшем одиночестве, все же в этом состоянии ему не угрожает опасность от сил внешнего уровня. Таким образом, разрушение мира представляется последней отчаянной попыткой личности не дать возможность миру разрушить себя.
- Автоматизирующий конформизм – это старания избавления от одиночества и изолированности, безоговорочно подчиняясь социальным нормам. Говоря по-другому, личность нивелируется до уровня всех. Э. Фромм полагал, что данный путь бегства от свободы укоренился, став, преобладающим в обществе.
Трем способам бегства от свободы Э. Фромм противопоставлял самопроизвольную активность, которая выражается в интеллектуальной, эмоциональной, чувственной деятельности человека и его воле. Размышления Э. Фромма об этических, социальных и психологических парадоксах свободы и в настоящее время побуждают самостоятельные розыски истины.
Вторая книга Э. Фромма, которая имела название «Человек для самого себя», увидела свет в 1947, став, в сущности, продолжением первой книги. В ней философ поднял вопросы этических норм и ценностей, которые ведут личность к самореализации. Он писал, что психологическое благополучие и здоровье основываются на суждениях ценностного порядка, которые по большому счету воздействуют на поведение человека.
Выдающийся психоаналитик полагает, что неврозы являются симптомами морального поражения, конфликтом желания свободы и неодолимой внутренней зависимости. Успешность излечения данного заболевания непосредственно зависит от решения моральных проблем личности.
Ключевой моральной проблемой современности знаменитый психолог полагал равнодушие человека к себе. Гуманистический психоанализ должен прийти на помощь индивидууму в раскрытии правды о самом себе, обнаружить установленные психологические ориентации в мире, осознать проблемы нравственности, осмыслить, что человек – единственное существо в мире, которое обладает совестью, а любовь – это творческий процесс, а не слепая страсть, которая может приводить к безумным поступкам.
Все исследования Э. Фромма имели гуманистическую направленность. Понемногу он ушел от теории Фрейда. В пятидесятые годы минувшего столетия была сформулирована система «радикального гуманизма», где вырабатывались в особенности разноречивые черты и отдельной личности, и в целом общества. В их число вошли: насилие и свобода, эгоизм и альтруизм, технократия и гуманизм, биологическое и социальное.
Э. Фромм полагал, что в основании жизни человека определяющими представляются социальные факторы. В соответствии с его мнением, общество тоталитарного типа и «общество потребления» не могут стать истинными моделями формирования. Ощущение любви, отношения братства, солидарности, преодоление своей природы через творческое начало – вот черты истинного общества, а не кровь, грязь, принуждение к разрушению действительности, поклонение идолам. В согласовании с представленными идеями Э. Фромм определил безусловные принципы жизни всякого общества:
- производство служит не экономике, а человеку;
- отношения тандема «человек-природа» основываются не на эксплуатации, а на кооперации;
- противостояние сменяется солидарностью;
- высшими задачами социума представляются человеческое благо и отсутствие страданий.
Э. Фромм полагал, что люди всегда мечтали о справедливости социального порядка. Э. Фромм верил, что вечная мечта реализуется, когда человечество собственные энергию, энтузиазм, интеллект будут обращено на формирование объединенного нового человечества, которое будет жить в мире, иметь друг с другом братские отношения, избавится от войн, борьбы классов, экономического превосходства.
Философские и социальные мысли Э. Фромма и в наши дни остаются актуальными, давая возможность размышлять над проблемами жизни.