Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Типы семейных взаимоотношений как коммуникативный фактор личностного развития ребенка дошкольного возраста

Все предметы / Психология / Типы семейных взаимоотношений как коммуникативный фактор личностного развития ребенка дошкольного возраста
Определение 1

Семейные взаимоотношения – это взаимоотношения, которые установлены между членами одной семьи (диктат, опека, сотрудничество и невмешательство).

Диктат и опека

Определение 2

Диктат (авторитарный стиль) – это стиль взаимоотношений в семье, который характеризуется в систематическом контроле со стороны одних членов семьи, за поведением и инициативой других членов семьи.

В процессе воспитания родители должны проявлять определенную «твердость» по отношению к детям, но порой это переходит границы разумного. Родители устанавливают по отношению к своим детям тотальный контроль. Основные средства и приемы воспитания – приказ, насилие, нажим, принуждение, угрозы, обман, лицемерие, грубость, а порой, и откровенная ненависть. Все это используется для того, чтобы полностью подавить волю ребенка и подчинить его себе.

Такой стиль семейных взаимоотношений оказывает негативное воздействие на развитие личности ребенка дошкольного возраста, а особенно на формирование у него таких ценных личностных качеств как: чувство собственного достоинства, самостоятельность, инициативность, вера в себя, свои силы и возможности.

Авторитарный стиль взаимоотношений в семье, игнорирование мнений и интересов ребенка дошкольного возраста, систематическое лишение его прав на решение вопросов, относящихся непосредственно к нему самому, в итоге приводит к серьезным нарушениям в формировании его личности и важных личностных качеств.

Определение 3

Опека – это стиль взаимоотношений, при которых родители, ограждают ребенка от выполнения какой-либо работы, в том числе и по самообслуживанию, решают за него все текущие и жизненные проблемы и вопросы, обеспечивают его полностью всем необходимым за счет ущемления себя в чем-то.

Готовые работы на аналогичную тему

При таком стиле семейных взаимоотношений на первый план выходит материальное благополучие ребенка, в то время как вопрос о формировании активной и самодостаточной личности уходит на второй план. Своей заботой об удовлетворении потребностей ребенка и ограждения его от любых жизненных трудностей, родители, по сути, «блокируют» процесс подготовки ребенка ко вхождению в социум. Это связано с тем, что у ребенка не формируются навыки самостоятельности и коммуникативные компетенции. В итоге ребенок практически не приспособлен к жизни в коллективе, он не умеет выстраивать взаимоотношений со сверстниками, не способен сам себя обслужить и решить текущие жизненные проблемы.

Таким образом, если диктат (авторитарный стиль) предусматривает применение таких воспитательных средств и приемов со стороны родителей как приказ, насилие и жесткий авторитаризм, то при опекаемом стиле родителями используется ограждение от всевозможных трудностей и чрезмерная забота. Однако, несмотря на разности данных стилей взаимоотношений, результат личностного развития ребенка дошкольного возраста у них совпадает: отсутствие самостоятельности, инициативности, отстраненность от решения вопросов, которые, так или иначе, касаются лично его, и тем более от общих проблем семьи или коллектива.

Невмешательство и сотрудничество

Определение 4

Стиль «невмешательства» - это стиль взаимоотношений в семье, который построен на признании за ребенком определенной возможности и даже целесообразности независимого от родителей существования.

В соответствии с данным стилем взаимоотношений в семье устанавливается «два мира»: мир детей и мир взрослых. По негласным правилам ни тем, ни другим не следует переходить установленную границу.

Основой стиля «невмешательства» является пассивность со стороны родителей или нежелание принимать на себя ответственность за воспитание своих детей.

Такой стиль воспитания оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка, так как способствует формированию таких качеств как вседозволенность, распущенность, отсутствие моральных и нравственных границ поведения и т.д.

Определение 5

Сотрудничество – это стиль взаимоотношений в семье, который основан на опосредованных межличностных отношениях между членами семьи, наличием у них общей цели и задач совместной деятельности, характеризуется высокими нравственными ценностями.

Данный стиль семейных взаимоотношений является оптимальным для формирования и развития всестороннее развитой личности, обладающей нормами нравственности и морали. Это связано с тем, что родители понимают и принимают индивидуальность своего ребенка, стремятся всячески ее развивать, оказывают необходимую для этого помощь и сотрудничество.

Семья, где ведущим стилем взаимоотношений является сотрудничество, имеет особое качество, так как все члены семьи не разрознены, а представляют собой единый механизм (коллектив).

Замечание 1

Таким образом, стиль взаимоотношений в семье имеет особое значение в формировании личности ребенка дошкольного возраста. Оптимальным является стиль, основанный на сотрудничестве между ребенком и родителями.

Особенности личностного развития ребенка дошкольника в зависимости от стиля взаимоотношений в семье

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания:

  • Дети с точным и адекватным представлением о себе и своих личностных качествах. Это дети, которые воспитываются в семьях, где родители уделяют им необходимое внимание, положительно оказывают умственные и физические данные (демократический стиль воспитания, основанный на сотрудничестве)
  • Дети с заниженной самооценкой. Дети, которые воспитываются в семьях, где преобладает стиль «невмешательства» или авторитарный стиль (диктат). Родители не уделяют развитию ребенка должного внимания, но при этом у них завышены требования к нему. Часто ребенок слышит необоснованные оскорбления и упреки в свой адрес, в том числе и в присутствии других.
  • Дети с завышенной самооценкой. Это дети, которые воспитываются в семье, где преобладает опекаемый стиль воспитания. Ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Сергей Юрьевич Скворцов

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис