Самосознание — это осознание и оценка человеком самого себя в качестве субъекта практической и познавательной деятельности.
Развитие самосознания в дошкольный период
Самосознание присуще не только отдельному человеку, но и в целом обществу, классу, социальной группе, нации. Это происходит тогда, когда общность поднимается до понимания собственного положения в системе общественных отношений, идеалов и общих интересов.
С 3 до 7 лет у ребенка формируются основные личностные механизмы и образования, происходит активное развитие эмоциональной сферы и самосознания. Еще Леонтьев писал о дошкольном возрасте как об этапе первоначального фактического склада личности.
До трех лет у ребенка наблюдаются только зачатки самосознания. В дошкольном периоде происходит интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, благодаря чему самосознание формируется к концу семилетнего возраста. Такой феномен, как самооценка, начинает формироваться к пятилетнему возрасту. Она включает эмоциональную («я хороший») и рациональную оценку чужого поведения.
Дети первоначально дают оценки другим людям, а потом учатся оценивать собственные действия, знания и умения, моральные качества. Самооценка ребенка совпадает с оценкой взрослых. Чаще всего ребенок в возрасте 5 лет склонен к преувеличению собственных успехов. В 6 лет он хвалит себя не так открыто, но завышено. К семи годам самооценка становится уже более адекватной. Высокая самооценка способна помочь ребёнку без страха включиться в новые виды деятельности.
Ученые отмечают прямую зависимость развития самосознания от аспектов воспитания в семье. Если мать и отец много времени уделяют своему ребёнку, адекватно и позитивно оценивая его физические и умственные возможности, заслуженно поощряя, то дети воспитываются с точными представлениями о самих себе. Если же они не занимаются с детьми, часто незаслуженно наказывают и ругают, делают замечания в присутствии посторонних людей, то ребенок вырастет с заниженными представлениями о себе.
Дети видят себя в дошкольном возрасте родительскими глазами. Когда оценки и ожидания в семье не будет соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям, то и представления о себе будут носить искажённый характер.
Яркая особенность развития самосознания в дошкольном возрасте представлена осознанием ребёнком собственных переживаний. Практически до пятилетнего возраста человек не способен осознавать собственные переживания. Лишь к 6-7 годам дети начинают ориентироваться в своих эмоциональных состояниях. Тогда они уже могут понимать, в какой степени рады или огорчены.
Помимо этого, в этом возрасте дети начинают осознавать себя в качестве девочки или мальчика (происходит половая идентификация). Они могут приобретать представления о стиле мужского и женского поведения, в ходе чего используются специфические игры. В это же время начинается осознание себя во времени. К шестилетнему возрасту дошкольники помнят себя в прошлом, осознают себя в настоящем и могут представлять в будущем.
По словам Д. Б. Эльконина, дошкольники вращаются, как вокруг собственного центра, так и вокруг взрослого человека, включая его функции и задачи. Взрослые люди выступают для дошкольника в качестве носителей функций в системе общественных отношений. Противоречие такой социальной ситуации развития ученный увидел в том, что дети как члены общества не способны жить и развиваться вне его рамок. Базовая потребность состоит в жизни в обществе людей, но осуществить это дети не могут, так как их жизнь проходит в условии опосредованной, а не прямой связи с реальным миром.
Дети в дошкольном возрасте еще не способны полноценно принимать участие в жизни взрослых, но они могут выражать собственные потребности благодаря игре. Только игровая деятельность предоставляет возможность моделирования мира взрослых людей, вступления в него и возможности анализа всех интересующих ролей и моделей поведения. Творческая и игровая деятельность позволяет судить о детском восприятии действительности и степени его развития.
Особенности развития самосознания в разных возрастах
Самосознание не представляет собой данность. Его формирование происходит в ходе развития психики и когнитивных способностей. Уже у младенцев можно наблюдать способность к дифференциации позитивных оттенков эмоций взрослых людей. Ребенок отличает с ранних лет «материнский язык» от иностранного.
В один год мозг ребенка составляет около 70 % от размера мозга взрослого, а к двум годам уже 80 %. Особенно быстро растет мозжечок, который отвечает за сбор сенсорной информации, управляющей движением. В первый раз эту стадию развития назвал «сенсомоторной» Ж. Пиаже.
В раннем детстве феномен самосознания связан с отделением результатов собственной деятельности от действий других людей. Человек начинает осознавать себя в качестве активного субъекта. Предметная деятельность может выступить как ведущая, при этом исследование функций предметов позволит отделять от них действия, которые ранее закреплялись за предметами.
Между двухлетним и трехлетним возрастом происходит проявление новообразований, которые свидетельствуют о старте новой стадии психического развития. Для этой стадии присущи следующие черты:
- Узнавание себя в зеркале;
- Переключение от фрагментарного представления к целостному образу;
- Формирование обобщенного представления о человеческом облике;
- Рост самосознания.
Становление основных частей самосознания характерно для дошкольного детства. Эти элементы включают самопознание, саморегуляцию и самооценку. Но более важное новообразование представляет собой соподчинение мотивов. Проявляющаяся иерархия способна придавать определенную направленность детскому поведению.