Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Динамика двигательной системы ребенка до трех лет

Определение 1

Двигательная система — это скелетно-мышечная система, дающая опору организму и обеспечивающая возможность его передвижения в пространстве.

Особенности физического развития ребенка до 3 лет

Ранний возраст является особым периодом в жизни ребенка, когда происходит развитие и становление всех органов и систем. Именно в этот период мозг достигает примерно 80% своего развития, развивается наглядно-действенное мышление, активно формируется опорно-мышечный аппарат, а также все физиологические системы организма и психика.

На третьем году жизни дети, как правило, прибавляют в весе от 2,5 до 3 кг, а их рост увеличивается на 7–8 см. К концу года их рост может уже составлять от 99 до 101 см, а вес — от 14 до 16 кг. Изменения касаются и внешности, поскольку пропадает округлость тела, а ноги становятся длиннее. Время бодрствования увеличивается до 6 – 6,5 ч. Тем не менее, необходимо помнить, что детская нервная система еще не отличается выносливостью, поэтому ребенок до 3 лет быстро утомляется.

В раннем возрасте до 3 лет ребенок отличается активностью и подвижностью вне зависимости от пола. В 2-3 года малыши могут целый день без остановки ходить, играть, бегать, подпрыгивать и т. п. Они не устают по той причине, что всё время меняют характер и темп движения.

Дети до трех дет начинают реализовать естественную потребность в перемещении. Наряду с этим движения малышей становятся условием познания, приобретения нового опыта и новых впечатлений. В это время набирает силу самостоятельность и уверенность в умении управлять своим телом.

Малыши в раннем дошкольном возрасте уже пытаются экспериментировать, осваивают различные способы передвижения. В этот период очень важно формировать предметно-развивающую среду, в которое предусмотрена возможность разносторонне и много двигаться.

Двигательная система ребенка до 3 лет

Ребенок до трех лет много двигается, но часто устает от однообразных движений. Он не способен долгое время сохранять неподвижность. Для этой стадии важно учесть возрастные особенности детей до 3 лет. Они включают легкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное развитие мускулатуры. Исходя из этого, специалисты считают, что некоторые движения вредны для детей. Например, нельзя предлагать ребенку висеть на руках, прыгать с высоты, долго повторять одинаковые движения.

«Динамика двигательной системы ребенка до трех лет» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

С двигательной системой связаны особенности мелкой и общей моторики. Так, на третьем году жизни продолжается дальнейшая дифференциация движений ног, совершенствование пяточно-пальцевого навыка ходьбы. По мере того, как данный навык начинает приобретать черты автоматизма, детям уже не требуется широко расставлять ноги для того, чтобы сохранить равновесие. Они могут использовать уже достаточно узкую основу для шага, что, в свою очередь, приводит к улучшению координации движений в процессе ходьбы.

Малыши до 3 лет испытывают некоторые затруднения в случае быстрых поворотов тела. Это происходит потому, что их вес еще неравномерно распределен на разные участки стоп. Наряду с этим, дети уже способны сохранять устойчивость при переносе веса тела с одной ноги на другую. Благодаря этому процесс подъема и спуска с лестницы становится все более совершенным.

До трех лет развивается равновесие, но ребенок вначале все же недолго может стоять на одной ноге. Проходит совсем немного времени — и вот малыш уже способен бить ногой по мячу, даже если ему предварительно не показали такое движение. Умение перемещать центр тяжести с одновременным сохранением устойчивости позволяет осваивать новый способ движения — перешагивание через низкие предметы.

Особенности развития двигательной системы включают:

  • Совершенствование подвижности и равновесия;
  • Совершенствование бега;
  • Потребность в играх, где требуется двигательная активность;
  • Начало формирования двусторонней координации движений ног (когда обе ноги выполняют одновременно одинаковое движение);
  • Возможность прыгать, только держась за перила и выбрасывая одну ногу вперед.

Хорошо скоординированные и двусторонние движения нужны ребенку также для того, чтобы строить башни из кубиков, располагать их в ряд в горизонтальной плоскости (например, создание забора или поезда), складывать бумагу в гармошку.

Развитие различных функций движения

С развитием движений дифференцируемого и контролируемого характера в лучезапястном суставе малыши начинают одновременно совершать действия обеими руками, но по-разному. К примеру, если он рвет бумагу, одна рука может тянуть лист в направлении тела, а другая делает то же, но в противоположную сторону. Тем не менее, одновременное движение рук в разные стороны в этом возрасте еще недостаточно совершенно.

Увеличение силы мышц пальцев дает возможность использовать в игре прищепки для белья. Малыши уже способны резать бумагу ножницами в случае, если им помочь надеть ножницы на пальцы. В 2,5 года они приспосабливают двигательные навыки к разным условиям. Это наблюдается в случае, когда ребенок, играя, ходит на цыпочках, переступая одновременно через два предмета на полу. Спускаясь с лестницы, он начинает попеременно выносить вперед то одну, то другую ногу. При этом спускается довольно легко, держась за перила.

К концу третьего года жизни координация движений уже достаточно развита, что характеризуется совершенствованием ходьбы и других видов деятельности. Например, дети могут залезать на шведскую лестницу, кататься на маленьком трехколесном велосипеде. Они уже произвольно начинают или прекращают движение, обходят препятствия, резко поворачиваются для обхода какого-нибудь предмета. В случае ходьбы вверх по лестнице дети ставят ноги попеременно на каждую ступеньку. Тем не менее, если они осуществляют спуск по лестнице без поддержки, то идут приставным шагом.

Дата последнего обновления статьи: 14.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot