Предмет и задачи дифференциальной психологии
Дифференциальная психология – это направление в психологии, которое занимается изучением индивидуальных различий между людьми или группами людей. В центре изучения - структура индивидуальных различий, природа их возникновения, закономерности формирования и особенности проявления в контексте целостной индивидуальности.
Само направление берет свое начало еще в античном периоде: люди накапливали наблюдения на житейском уровне, обобщали их (типы темперамента Гиппократа, Галена; "Этические характеры" Теофраста). Далее глобальный аппарат научного познания усложнялся, и наиболее прорывным периодом для развития дифференциальной психологии стал расцвет ранней экспериментальной психологии, когда стали накапливаться научные знания об индивидуальных различиях, благодаря появлению инструментов эмпирического измерения психологических процессов (внимание, память), экспериментальных лабораторий.
Сам предмет данного направления в психологии - индивидуальные различия. А основная его задача - теоретическая и методологическая систематизация индивидуальных различий.
Для реализации этой задачи дифференциальная психология как наука сотрудничает с другими направлениями в психологии. С помощью психодиагностики разрабатываются способы анализа индивидуальных различий (тесты, опросники, качественные методики), психогенетика дает возможность изучения природы формирования индивидуальных различий, а сравнительная психология исследует то, как индивидуальные различия проявляются внутри одной группы людей, и между разными группами людей.
Таким образом, дифференциальная психология изучает конкретного человека во всем многообразии его индивидуальных особенностей.
Подходы к изучению индивидуальных различий
С точки зрения дифференциальной психологии, индивидуальные различия изучаются глобально по двум направлениям:
- Индивидуальные различия как совокупность устойчивых свойств и признаков, по которым одна группа людей отличается от другой. Данный подход ориентирован на выделение общих и усредненных признаков, формирующих типы людей. Типология позволяет с лёгкостью перейти от большого многообразия различий между людьми к небольшому количеству групп с зафиксированным набором свойств.
- Индивидуальные различия как мера выраженности универсальных характеристик, имеющихся у всех людей. Данный подход, ориентирован на выделение качественного своеобразия индивидуальных характеристик, то есть выделение черт личности. Черты еще называют диспозициями, что отражает предрасположенность и готовность человека к реализации определенного поведения.
Важно понимать, что типологический подход и чертологический подход взаимосвязаны между собой: тип может выступать как доминирующая черта или как агрегация черт, а крайние варианты черт могут выступать в качестве типов.
Выделяют еще один подход в понимании индивидуальных различий между людьми - ситуационный, постулирующий, что на поведение человека влияют и личность, и ситуация.
При этом, ситуации бывают сильные (социально ритуализированные) и слабые (свободные от социальных предписаний). Чем сильнее ситуации, тем меньше возможности для проявления индивидуальных черт, тем больше они унифицируются.
Таким образом, намечаются два направления для понимания индивидуальности:
- индивидуальность как уникальность каждого
- индивидуальность как уникальность единицы (на фоне всех остальных)
Варианты моделей индивидуальности
Сточки зрения отношения человека, формирование индивидуальности может носить объектный и субъектный характер. В первом случае, индивидуальность понимается как объект психологического развития индивида и является прямым следствием усложнения его психологического аппарата, расширения структурных связей: от индивида к личности, затем к субъекту деятельности и в завершение - к индивидуальности, как показателю целостности психологической системы. Во втором случае, индивидуальность определяется в контексте активной, авторской позиции личности, совершающей выборы и принимающей решения.
Таким образом, психологические модели индивидуальности строятся по двум параметрам: уникальность каждого / уникальность единиц и объектный / субъектный характер индивидуальности.
Объектные модели индивидуальности:
как уникальности каждого - это типологии (характера, темперамента), личностные профили (Р. Кеттел, А.Е. Личко, П. Коста и Р. МакКрей)
как уникальности единицы: редкие индивидуальные черты (Г. Олпорт), еще их называют кардинальными. Они настолько выражены, что практически все поведенческое многообразие можно свести к их влиянию. Такие черты имеют устойчивое выражение в культуре: садизм, мазохизм, донжуанство, шовенизм.
В теории черт выделяют еще констелляции черт, в контексте которых индивидуальность понимается как комплекс черт, которые не сводимы к какому-то общему фактору (например, темная триада: макиавелизм, нарциссизм, психопатия).
В контексте данных моделей для исследования используются такие подходы, как номотетический и идиографический. Первый естественнонаучный, ориентированный на обобщение признаков и классификацию - формирование типологий. Второй подход отличается большей индивидуальной ориентацией - формирование индивидуальных профилей черт, в нем важны крайние варианты нормы.
Субъектные модели индивидуальности:
- как уникальности каждого: как результат жизненных выборов (Д.А. Леонтьев), в которых история жизненных выборов транслирует индивидуальную биографию, линию жизни. Также сюда относится понимание индивидуальности как Я-истории. Нарратив - история жизни, автобиографические и определяющие воспоминания (Д. Макадамс).
- как уникальности единицы: как результат формирования жизненной стратегии (К. А. Абульханова-Славская), жизненного конструирования (В.Н. Дружинин), самоэффективности (А. Бандура). Самоэффективность понимается как как осознанный взгляд на саморазвитие, изменение, уверенность в способности стать другим.
Данные модели нашли большее отражение в отечественной психологии, в которой особое значение имеет субъектно-деятельностный подход, постулирующий активность субъекта к собственной жизни. В русле данного подхода индивидуальность понимается как интегральный уровень внутрипсихологических структур, формирующийся в результате проявления активности личности. В данных подходах человек является не просто носителем каких-то свойств, а человек понимается как сложная активная система, развивающая в определенных условиях.
В данных моделях уместно использование биографических методов исследования, транслирующих жизненную историю: психобиографии, нарративные методы.