Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диагностика устойчивости и переключения внимания

Внимание как психический процесс

Определение 1

Внимание - это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики.

Внимание не имеет своего содержания и продукта, оно включено в реализацию всех остальных психических процессов: ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь. Таким образом, внимание обеспечивает динамическую сторону протекания любых психических процессов. Поэтому иногда даже говорят о разных формах внимания: сенсорное, моторное, интеллектуальное, эмоциональное.

Замечание 1

Главные функции внимания - это отбор (избирательность) значимых для человека воздействий и игнорирование несущественных, а также фиксация сознания (удержание) на отобранном материале, его содержании, пока цель не будет достигнута.

Кроме этого, внимание играет существенную роль в регуляции и контроле деятельности индивида.

Внешне внимание отражается в позе человека, она становится более собранная, тело обращено к интересующему предмету, взгляд сосредоточенный. При сосредоточенности же на своих мыслях взгляд, как правило, отсутствующий, поза расслабленная.

Как уже было сказано выше, внимание очень многообразно по своим формам. По степени активности человека можно выделить 3 уровня внимания:

  • непроизвольное - пассивное внимание, не требует волевых усилий. Выделяют первичное непроизвольное внимание (привлекается яркостью, интенсивностью и необычностью раздражителя), вторичное непроизвольное (привлекается содержанием, которое на данный момент отвечает направленности и интересам человека);
  • произвольное - активное внимание, которое требует волевых усилий и опосредованно сознательно поставленной целью (направляется речевой системой);
  • послепроизвольное - возникает вслед за произвольным: сначала деятельность требовала усилия воли, но затем усилия для его поддержания стали не нужны (например, когда мы начинаем читать книгу, нам нужно время и усилие, чтобы вчитаться, а потом мы уже читаем без усилий на интересе).
«Диагностика устойчивости и переключения внимания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Свойства внимания

Внимание характеризуется определенными качественными свойствами и проявлениями.

Характеризуя внимание как сосредоточенность сознания в данный момент, то есть как состояние, в нем можно выделить следующие особенности:

  1. Объем - это то количество объектов, идей и видов деятельности, которое человек способен одновременно удерживать и контролировать. Исследования показывают, что одновременно в сознании человек способен удерживать от 5 до 9 объектов, в среднем - 7 объектов. С помощью тренировок можно последовательно развивать свой объем внимания.
  2. Концентрация - это степень интенсивности (сосредоточенности) внимания на каком-то одном объекте или виде деятельности. Развитая способность к концентрации внимания делает человека очень помехоустойчивым, и его с трудом можно отвлечь от тех дел и мыслей, в которые он погружен.
  3. Избирательность - отбор значимых стимулов и фокусировка на них с последующим отбросом второстепенных стимулов.

Внимание как процесс характеризуется динамическими свойствами:

  1. Распределяемость - это возможность выполнения двух и более действий одновременно с равномерным распределением внимания между ними. Уровень распределяемости определяется рядом факторов: степень однородности или разнородности совмещенных типов деятельности, их сложности, степени новизны (более эффективно совмещать разнородные виды деятельности).
  2. Устойчивость - это свойство концентрации в динамике, оно отражает длительность сохранения концентрированного внимания. Устойчивость измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании объекта внимания. Устойчивость определяется рядом факторов: значимость объекта, интереса к нему, наличия умений и навыков к взаимодействию с ним.
  3. 3.Переключаемость - это скорость перехода произвольного внимания с одного объекта на другой при условии сохранения концентрации на нем..

Выделяют полное (завершенное) и неполное (незавершенное) переключение, которое характеризуется отсутствием должной степени концентрации, необходимой для нового объекта или деятельности. Переключаемость также зависит от индивидуально-типологических особенностей нервной системы, специфики объектов внимания, значимости работы с ними и интереса к ним

Методы диагностики

Для диагностики переключения внимания, как правило, используются простые модели умственной и сенсомоторной деятельности, в ходе осуществления которой респондент через определенные промежутки времени должен менять способы ее выполнения.

Существует несколько основных методик исследования переключаемости внимания:

  • сложение чисел с переключением (Э. Крепелин): респонденту дается бланк с однозначными числами, которые ему нужно складывать в уме. Результат оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок. Также есть еще форма, в которой респонденту предлагается последовательно вычитать из 100 или 200 одно и то же число и называть вслух промежуточные результаты;
  • отыскивание чисел с переключением (красно-черные таблицы Шульте): респонденту предлагается таблица, состоящая из квадратных ячеек, в каждой из которых в случайном порядке размещены различные знаки (арабские и римские цифры). Респондент должен последовательно искать либо арабские, либо римские цифры. При этом поиск римских цифр, например, может осуществляться по возрастанию, а поиск арабских - по убыванию;
  • вычеркивание знаков с переключением (корректурная проба Бурдона): респонденту предлагается бланк с большим количеством случайно расположенных символов (буквы, цифры, пиктограммы). Респонденту необходимо последовательно в каждой строке вычеркивать те символы, которые говорит инструктор. Задание выполняется на время: по прошествии каждой минуты респондент ставит вертикальную черту там, где остановился.

Корректурная проба используется также и для диагностики концентрации, избирательности и устойчивости внимания. Наиболее распространенными ее модификациями являются: кольца Ландольта (случайный набор колец с разрывами, направленными в разные стороны), проба Иванова-Смоленского (случайный набор случайных вариантов сочетания букв), тест Тулуз-Пьерона (случайный набор прямоугольников с разными вариантами заштрихованной стороны угла)

Для диагностики устойчивости внимания применяется методика Мюнстерберга: респонденту предлагается бланк с набором букв без пробелов, в котором ему нужно как можно быстрее выделить и подчеркнуть слова. Подсчитывается количество слов и количество ошибок.

Тест Риссу (модификация - проба переплетенных линий Рея) также используется для диагностики устойчивости внимания. Респонденту предлагается бланк, где изображены несколько линий, переплетенных между собой. Задача респондента - проследить каждую линию слева направо без карандаша или любого другого вспомогательного предмета, и поставить у правого конца тот номер линии, который стоит у левого конца.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot