Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это тип профессиональной деформации лиц, которые при осуществлении своей профессиональной деятельности тесно общаются с людьми. Он проявляется в качестве реакции организма, которая возникает как ответ на долговременное воздействие стресса, связанного с работой.
Проблема эмоционального выгорания педагогов
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. № 273, то дети с ограниченными возможностями здоровья наделены гарантированным правом на образование, которое производится в специально сформированных коррекционных учебных заведениях или в общеобразовательных учреждениях. Для детей с ОВЗ предусмотрены адаптированные образовательные программы.
Актуальность проблемы СЭВ педагогов, которые работают с детьми с ОВЗ, отражена в профессиональном стандарте. В нем содержится информация о том, что педагог выступает в качестве ключевой фигуры реформирования образования. Это предполагает потребность в наполнении профессионального стандарта учителей новыми трудовыми функциями, включая умением работать с детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
В ФГОС оговариваются следующие требования к педагогам:
- Наличие готовности обучать всех без исключения детей, не зависимо от их склонностей, способностей, аспектов развития, ограничений в возможностях;
- Наличие готовности принимать разных детей, не зависимо от их реальных учебных возможностей, поведенческих особенностей, психического и физического состояния;
- Наличие профессиональной установки для оказания помощи любому ребенку.
Эмоциональную нагрузку педагогов, которые работают в реабилитационных центрах с детьми с ОВЗ, необходимо отличать от нагрузки прочих педагогов. Это связано с тем, что для первых требуются более интенсивные методы помощи для профилактики и преодоления СЭВ.
С одной точки зрения, мотивация успеха выступает в качестве положительного качества. Она характерна для большинства сотрудников педагогической сферы. С другой точки зрения, чем более высокой будет направленность на результат в профессиональной деятельности, тем более высоким будет уровень эмоционального выгорания.
Ученые, отмечая высокую стрессогенность преподавательской работы, фокусируют внимание на частоте возникновения личностных деформационных расстройств в педагогической среде. Большое внимание вопросам сохранения и укрепления психического и физического здоровья специалистов–педагогов уделяли такие отечественные исследователи, как Н. А. Аминов, Л. М. Митина, А. К. Маркова и др.
Диагностика профессионального и эмоционального выгорания педагогов
Многие исследователи занимались и продолжают заниматься изучением психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания педагогов, которые работают в условиях реабилитационных центров с детьми с ОВЗ. Эта работа предполагает процесс преодоления отрицательного воздействия профессиональной деятельности на личность специалиста.
Для исследования СЭВ у этой группы специалистов чаще всего используются следующие методики:
- Методику диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанную В. В. Бойко;
- Методику диагностики профессионального выгорания (MBI), разработанную К. Маслач и С. Джексоном и адаптированную Н. Е. Водопьяновой;
- Шкалу психологического благополучия, разработанную К. Риффом и адаптированную Т. Д. Шевеленковой;
- Тест жизнестойкости под авторством С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева и др.
Для диагностики СЭВ у воспитателей реабилитационных центров требуется информация о фазах синдрома профессионального выгорания. Они включают фазу напряжения, резистенции и истощения. Каждая стадия формирования синдрома эмоционального выгорания может сопровождаться отдельными признаками.
При диагностике фазы напряжения необходимо обратить внимание на следующие симптомы: тревога, депрессивное состояние, переживание психотравмирующих обстоятельств, отсутствие удовлетворённости собой.
Для этапа резистенции характерно неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, появление эмоционально-нравственной дезориентации, расширение области экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей.
На фазе истощения воспитатели испытывают симптом «эмоционального дефицита». Они как бы личностно отстраняются и деперсонализируются. У них наблюдаются психосоматические и психовегетативные нарушения.
Для синдрома эмоционального выгорания присущи следующие основные признаки:
- Эмоциональное истощение, проявляющееся как истощение, чувство загруженности, усталость, исчерпание ресурсов;
- Дегуманизация (личная отстраненность, агрессивность, холодность и др.);
- Отрицательное восприятие себя в качестве специалиста (падение самооценки, ощущение потери перспектив в данной профессиональной деятельности).
В диагностике синдрома эмоционального и профессионального выгорания необходимо обратить внимание на несколько групп признаков. Они включают физиологию (например, усталость, плохое самочувствие), психологию (депрессия, безразличие), поведение (недостаточность физических нагрузок, отказ от еды), интеллектуальное состояние (снижение интереса, апатия, тоска), социальные симптомы (ощущение недостатка поддержки со стороны близких и коллег).
Профилактика и преодоление синдрома профессионального и эмоционального выгорания схожи. Так, считается, что то, что защищает от развития выгорания, можно использовать и для его преодоления. Любые лечебные, профилактические и реабилитационные меры направлены на исключение рабочего напряжения, увеличение профессиональной мотивации, возвращение равновесия потраченных усилий и получаемого вознаграждения.