Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Уровень развития группы и психологические особенности лидера

Все предметы / Психология / Уровень развития группы и психологические особенности лидера
Определение 1

Уровень развития группы – это определенный этап качественного характера, который характеризует группу в качестве социально-психологической и зрелой структуры.

Сущность и особенности групп, а также уровни их развития

Группа - это объединение людей, которые обладают общим значимым социальным признаком. В его основе лежит их участие в некоторой деятельности и система взаимоотношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами.

Любые коммуникации и деятельность в группах могут быть определены и отрегулированы с помощью общественных отношений, которые задают образ жизни включенных в эти группы людей. Это могут быть отношения, формирующие их ценности, идеалы, убеждения и особенности мировоззрения.

Важнейшая основа классификации групп представлена степенью их развития или уровнем развития группы . Уровень развития группы представляет собой качественный этап, способный характеризовать социально-психологическую зрелость этого объединения.

В психологии и управлении принято рассматривать несколько уровней развития группы:

  • Конгломерат, представляющий собой группу ранее непосредственно незнакомых людей, которые оказываются одновременно на одной территории;
  • Номинальная группа включает объединение лиц, которые собрались вместе и получили общее название (наименование);
  • Ассоциация, представляющая собой группу для какой-либо совместной деятельности;
  • Кооперация, включающая группу активно взаимодействующих людей, которые достигают определенного результата через осуществление своей деятельности;
  • Автономия, работающая для достижения общих целей (люди здесь получают не только материальный результат от совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в такой группе);
  • Корпорация, характеризующаяся гиперавтономией, замкнутым характером, закрытостью, изолированностью от других объединений;
  • Коллектив, который осуществляет совместную деятельность на основании гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Феномен лидерства. Личностные черты и особенности лидера

Анализируя феномен лидерства необходимо особенное внимание уделить личности лидера и его психологическим особенностям. Задатки лидера представляют собой наличие комплекса качеств, которые человек (менеджер, управленец) может и должен развивать, если он хочет стать настоящим лидером коллектива.

Большинство управленцев и менеджеров могли бы стать более успешными, если бы последовательно, добросовестно совершенствовали свои лидерские и личностные качества. В качестве самых важных личностных особенностей в этом отношении выступают:

  • Черты личности лидера;
  • Представления человека о себе самом;
  • Потребности и мотивы, которые оказывают влияние на поведение;
  • Система важных и базовых убеждений и установок;
  • Стиль принятия решений и межличностных отношений;
  • Устойчивость к стрессовым факторам.

В любые времена именно качества личности интересовали исследователей при анализе феномена лидерства. Различные теории о качествах лидера сформировались под воздействием работы английского психолога и антрополога Ф. Гальтона. Он пытался объяснить категорию «лидерство» на основании наследственности.

В рамках теории лидерства им были предприняты исследования царских династий разных стран и наций и проанализированы браки между правителями. Основная идея Ф. Гальтона заключалась в том, что лидер должен обладать качествами, которые передаются по наследству и отличают его от других людей, но доказать их наличие и сформировать перечень таких черт ему так и не удалось.

Американским психологом К. Бэрдом был составлен перечень из 79 черт, которые разные исследователи упоминают в качестве лидерских особенностей. Среди них можно выделить инициативность, коммуникабельность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбность и др. Но ни одна из этих способностей не смогла занять прочное место в перечне: 65 % названных свойств были упомянуты только однажды, 16—20 % — 2 раза, 4—5 % — 3 раза, и только 5 качеств упоминались 4 раза. Не удалось ученому и достаточно точно и уверенно определить соответствующий набор личных качеств, который непременно был у всех или хотя бы у подавляющего большинства руководителей, которые успешно решали организационные задачи.

Тем не менее, наукой установлено, что лидерство обусловливают достаточно высокий уровень интеллекта и знаний, честность и здравый смысл, инициатива и высокая степень уверенности в себе, дисциплинированность и настойчивость, соответствующий социальный и экономический статус, надежность, ответственность и активность в социуме.

Лев Гумилев считал базовой характеристикой лидера пассионарность. У пассионарных личностей, по его мнению, стремление поменять окружающее пространство превышает инстинкт самосохранения. Такие люди представлены очень небольшим процентом общества, но они появляются во всех его сферах.

Замечание 1

Психологи выделили самые характерные особенности мышления, которые характерны для лидеров: гибкость (или же догматизм), продуктивность, скорость и аналитичность.

Для догматических лидеров при восприятии новой информации и принятии решений очень важны традиции, правила и принципы. Гибкость мышления напрямую и очень тесно связана со склонностью человека к получению новых сведений. Если он получает широкую информацию, то уже будет оперировать более адекватными объемными образами, которые позволят мыслить большим набором категорий.

Гибкое мышление способно обеспечивать большую приспособляемость к меняющимся обстоятельствам функционирования группы (организаций), что помогает поддерживать ее жизнеспособность. Продуктивность мышления может отражать способность лидера рождать новаторские и оправданные реальностью идеи. Ведь лидер очень часто стоит перед задачей быстро и самостоятельно принять решение, выработать принципиально новый подход.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис