Организационная диагностика – это систематический сбор и анализ информации об актуальном состоянии организации, с целью установления проблем в ее функционировании, определении резервов и путей их преодоления, посредством использования концептуальных методов и моделей поведенческих и социальных наук.
Задачи, направления и виды организационной диагностики
Диагностика работоспособности и дисциплины в организации осуществляется в соответствии с принципами научного исследования, однако те методы, которые буду использоваться в диагностике, должны подбираться в соответствии с поставленными целями исследования, а также с учетом особенностей конкретной организации (вид деятельности, количество сотрудников и т.д.).
Основными задачами организационной диагностики являются:
- Исследование эффективности организационной структуры (работники, управленцы и т.д.).
- Исследование внешних партнеров организации (правительство, конкуренты, инвесторы и т.д.).
- Исследование процесса управления организацией, управленческих и корпоративных процессов.
- Исследование деятельности организации.
Главной целью организационной диагностики является выявление резервов и методов улучшения управления персоналом, сопровождения разнообразных организационных изменений, оценки реализуемых программ (проектов), а также установление и оценка возможных внутренних и внешних рисков организации.
Направления организационной диагностики:
- Осуществление оценки деятельности организации (перед продажей или покупкой; установления промежуточных итогов деятельности и т.д.).
- Выявление динамики изменений, вследствие введенных ранее новшеств в систему управления, в организационную структуру и т.д., с целью определения эффективности данных нововведений.
- Получение информации необходимой для осуществления ряда мер по совершенствованию отдельных сторон деятельности организации и повышению эффективности ее функционирования.
Организационная диагностика позволяет исследователю накопить достаточное количество разнообразного материала, на основании которого выдвигаются гипотезы о причинах существующих проблем, либо гипотезы дальнейшего развития организации.
Принято выделять несколько видов организационной диагностики, которые могут быть использованы исследователями с целью изучению уровня работоспособности и дисциплины в организации:
- По времени проведения: предварительная и текущая диагностики.
- По широте охвата исследуемого объекта: специальная и общая диагностики.
Коррекция дисциплины в организации
Дисциплина – это обязательное для всех сотрудников организации подчинение установленному порядку.
Одной из основных задач руководства является создание условий, которые будут благоприятно влиять на сплоченность коллектива. Это обусловлено тем, что только сплоченный и дружный коллектив способен обеспечить эффективность производственного процесса не всех его этапов.
Одним из главных компонентов сплоченности коллектива является соблюдение всеми его сотрудниками организационной дисциплины.
С целью коррекции уровня дисциплины в организации могут быть использованы следующие методы:
- Систематическое проведение обучающих тренингов и семинаров, тематических собраний и бесед, направленных на повышение общего уровня деловой ответственности сотрудников организации. Данный метод подразумевает привлечение в организацию сторонних специалистов, которые оказывают необходимые консалтинговые услуги.
- Внедрение в организации автоматизированной контрольно-пропускной системы, которая представляет собой турникет, вход и выход осуществляется посредством бесконтактных карт, содержащих информацию о пользователе. В настоящее время вместо карт могут использовать отпечатки пальцев, сетчатка глаза и т.д. которые заносятся в общую базу организации.
- Введение системы штрафов за нарушение правил и трудовой дисциплины. Например, это может быть вычет из премии или удержание определенного процента, в зависимости от тяжести совершенного дисциплинарного нарушения.
Данные мероприятия могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности, в зависимости от тех результатов, которые были получены исследователями в ходе организационной диагностики.
Коррекция работоспособности в организации
Работоспособность – это величина функциональных резервов организма, которые человек может использовать без ущерба для собственного здоровья для выполнения конкретных производственных задач (работ), с целью получения определенных производственных результатов заданного качества.
С целью коррекции работоспособности используются следующие методы:
Организационно-административные методы – данные методы опираются на авторитет руководителя, его власть, ответственность, права и дисциплину. Данные методы могут проявляться в трех формах:
- обязательное предписание (запрет, приказ, указание и т.д.);
- согласительные (компромисс, консультации, беседы и т.д.);
- пожелания и рекомендации (разъяснение, совет, предложение и т.д.).
Экономические методы – это методы, которые вызывают у сотрудников материальную заинтересованность в результатах своего труда. Могут быть представлены следующими формами: анализ, планирование, экономическая самостоятельность, инициативность и т.п.
Социально-психологические методы – это совокупность специфических способов воздействия на личностные связи и отношения, которые возникают в рамках определенного трудового коллектива, включающие в себя социальное планирование, участие работников в управлении, социальное развитие коллектива, формирование групп, создание благоприятного психологического климата в коллективе, моральное стимулирование, развитие у работников принципов ответственности.
Как показывает практика, наиболее эффективными методами управления повышением работоспособности персонала организации являются социально-психологические методы. Использование комплекса методов управления повышением работоспособности персонала организации может стать конкурентным преимуществом организации.