Необходимость диагностики и коррекции отношений между родителями и детьми
В состав диагностики и коррекции отношений между родителями и детьми входят программы психологической поддержки родителей, цель которой состоит в создании у родителей уверенности в собственной «воспитательской компетенции». В этом процессе происходит обучение родителей приемам контроля над своими психическими состояниями.
При наличии стрессовых и фрустрационных ситуаций, свойственных современному миру, увеличиваются требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Наряду с этим постоянная занятость родителей требует оказания психологической помощи семье ребенка-дошкольника, что представляет собой одну из важнейших задач психолога-образования.
Сегодня родителям все сложнее уделять внимание своему ребенку, поскольку работа, домашние дела и заботы чаще всего не дают возможности находить время для совместных игр, прогулок и разговоров. Воспитание дошкольника часто перекладывается на плечи педагога детского сада, но он никогда не сможет заменить ребенку родителей. Только явные изменения в детском поведении (например, капризность, непослушание, агрессивность или замкнутость) смогут заставить взрослого человека задуматься и обратиться за помощью к специалисту-психологу.
Нарушения личностного развития в детском возрасте стали приобретать массовый характер. Самая распространенная причина заключается в негативном стиле родительского воспитания. В соответствии с данными анкетирования, которое было проведено в 2010 - 2011 учебном году, 86% родителей признались в том, что не способны взаимодействовать со своими детьми на эмоциональном уровне, не имея достаточного количества свободного времени для общения.
Беседа с дошкольниками в возрасте от 5 до 6 лет показала, что 68% детей дома предпочли смотреть телевизор, а на вопрос «Чем ты любишь заниматься с родителями?» 90% ответило — «ничем, они не играют со мной». Данные факты вызвали у педагогов и специалистов дошкольных учреждений тревогу. Целенаправленная организация совместной работы в объединении педагога, ребенка и родителей дает возможность проведения коррекции детско-родительских отношений.
Взаимодействие родителей и педагогов-психологов
В современном обществе наметилась тенденция к организованному обучению родителей эффективно взаимодействовать со своими детьми, для чего требуется проведение большой предварительной работы в области увеличения психолого-педагогической компетентности родителей.
Педагоги в этом процессе должны завоевать авторитет в родительских глазах. Существует определенный алгоритм в построении отношений между педагогом-психологом и родителями в случае появления необходимости корректировать детско-родительские отношения:
- Проведение беседы с педагогом о личных особенностях ребенка, включая его поведение в разнообразных видах деятельности, особенности общения с взрослыми людьми и сверстниками, личностные качества.
- Проведение беседы с родителями об особенностях их взаимоотношений с ребенком, в том числе определение трудностей, анкетирование (в этом случае применятся чаще всего опросник детско-родительских отношений Варга и Столина, пишется сочинение «Мой ребенок»).
- Осуществление диагностики особенностей эмоциональной сферы ребенка с помощью теста тревожности Теммла, теста Дорки и Амен, САТ, теста Люшера, а также диагностики внутрисемейных отношений с помощью рисунка на тему «Моя семья», проективной методики «Почта».
- Проведение консультирования родителей по результатам диагностики, наметка совместных путей решения проблем с учетом родительских пожеланий в отношении выстраивания системы занятий.
- Коррекционно-развивающая работа в сфере оптимизации взаимоотношений ребенка и родителей.
- Повторная диагностика эмоциональной сферы ребенка.
- Завершающая беседа с родителями, проведение анкетирования (опросник детско-родительских отношений, сочинение на тему «Я и мой ребенок»).
Научная литература, посвященная проблемам детско-родительских отношений, подчеркивает зависимость формирования индивидуальных особенностей ребенка от родительских позиций, которые представляют собой стили воспитания (Варга А. Я., Захаров А. И., Овчарова Р. В., Спиваковская А. С., Эйдемиллер Э. Г. и др.).
Авторы разных теорий, тем не менее, соглашаются друг с другом в том, что отношения с родителями обладают первостепенным значением для психического здоровья ребенка. Поэтому необходимо исследовать особенности взаимоотношений ребенка и родителей для оказания своевременной поддержки, как ребенку, так и взрослым.
Особенности диагностико-корреционных занятий
Для взрослых, которые приходят к психологу с проблемами во взаимоотношениях с ребенком, важным является видение такой картины, которая поможет более точно организовать коррекционную и развивающую работу. Такую работу нельзя представить без желания самих родителей изменить что-либо в своих взаимоотношениях с ребенком.
Результат диагностического обследования, представленный наглядно, как правило, способен заинтересовать родителей больше, чем устная беседа или консультация. Все это помогает педагогу-психологу в формировании мотивации для последующей коррекционно-развивающей работы.
В работе с детьми и родителями психологи используют несколько приемов:
- проигрывание ситуаций,
- создание фантазий,
- замена ролей,
- определение в игре разных ступеней психического развития;
- проигрывание чувств, которые запрещены в семье.
Усилия родителей необходимо направлять на то, чтобы прояснить эмоциональное отношение ребенка к процессу и результату его деятельности. В ходе занятий ребенок и родители могут быть идентифицированы с разными социальными ролями.
При проведении коррекционно-развивающих занятий родителям должны транслировать положительный образ ребенка, поскольку в повседневной жизни взрослые чаще всего заостряют внимание на отрицательных проявлениях, редко признавая достоинства ребенка. Позиция педагога в диалоге с родителями — партнерская. Она исключает поучительный тон и наставления.