Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Деятельностный подход в психологии. Проблема социальной обусловленности психики человека

Психологическая теория деятельностного подхода

Определение 1

Деятельностный подход – это теория деятельности, разработанная в двадцатых годах прошлого века А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на базе культурно-исторического подхода Л. С. Выготского..

В отечественной психологии деятельностный подход получил свое распространение благодаря трудам таких исследователей как А.Р. Лаурия, А.В. Запорожец, П.Я Гальперин и многие другие.

Основными положениями (принципами) деятельностного подхода в психологии являются:

  1. Сознание не замкнуто само по себе, оно развивается и расширяется в условиях деятельности индивида.
  2. Поведение недопустимо рассматривать вне отрыва от сознания индивида. При исследовании поведения, оно должно быть не просто сохранено, но и определена его функциональная направленность.
  3. Деятельность – это целенаправленный и активный процесс.
  4. Действия любого человека по своей природе являются предметными, то есть преследующими определенные цели (культурные, социальные и т.д.).

В соответствии с деятельностным подходом, деятельность человека имеет ряд характерных черт:

  1. Содержание определяется совокупностью факторов, а не только той потребностью, которая выступила причиной ее возникновения.
  2. Любая деятельность определяется теми способами, которые используются для достижения ее цели.
  3. Именно деятельность определяет поведение человека и управляет им.
  4. Осознание цели и выбор тех действий, который будут использованы человеком определяются непосредственным социальным опытом человека.

К видам деятельности человека относятся (по С.Л. Рубинштейну): труд, учение и игра.

Основные формы деятельности:

  • Внутренняя (скрытая от наблюдения) – это деятельность, которая происходит из внешней, но при этом она скрыта от окружающих глаз и исследователей.
  • Внешняя (предметно-практическая) – это деятельность, которая является явной и видной окружающим.

Основные исследования проблем социальной обусловленности психики человека

Замечание 1

Социальная обусловленность – это определенный социальный процесс обучения человека в обществе реагировать и действовать так, чтобы данные действия и реакции были одобрены обществом в целом и ближайшим окружением в частности.

«Деятельностный подход в психологии. Проблема социальной обусловленности психики человека» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В настоящее время одной из основных и дискуссионных проблем социальной обусловленности является ее влияние на воспитание человека и формирование у него определенных способностей, а также характера.

Замечание 2

Впервые вопрос о социальной обусловленности был поднят французской социологической школой, которая занималась изучением социальной природы человеческого сознания.

В основе данных исследования заложена концепция Э. Дюркгейма, который в свою очередь опирался на теории социальной обусловленности, разработанные Л. Леви-Бролем. В последствии к данным исследованиям примкнул Ж. Пиаже, М. Хальбвакс, Ш. Блондель и т.д.

В соответствии с исследованиями Э. Дюркгейма, высшие формы активности, побуждающие развиваться человека, находятся за пределами его тела, они сконцентрированы в том обществе, в котором он существует. В этом заключается двойственность опыта человека, то есть человек получает представления из внешней среды, а не наоборот. Именно двойственность отличает человека от животных, которые не могут получить общественный опыт.

Определение 2

Социализация – это процесс усвоения человеком общественного опыта.

Одним из основных условий осуществления процесса социализации является наличие коллективного общения и взаимодействия между людьми. При этом крайне важно разнообразие контактов (ритуалы, религиозные обряды, собрания и т.д.). Контактируя друг с другом, люди совершают ошибки, получают навыки общения и взаимодействия и т.д. Все это способствует усвоение того общественного опыта, который необходим для эффективного существования в современном социуме.

Успешность социализации является одной из проблем социальной обусловленности психики человека. Не каждый способен усвоить должным образом необходимый общественный опыт и соответственно, не способен социализироваться в окружающем обществе. Особое значение в вопросах успешности социализации имеет интериоризация, которая является культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского.

Определение 3

Итериоризация – это процесс взаимодействия индивидуального и коллективного сознания.

В соответствии с данной концепцией, общественное сознание «пересаживается» из окружающего общества в индивидуальное сознание человека, который существует в условиях данного общества.

Особое внимание вопросам социализации уделяется в отечественной психологической школе.

Так, основные исследования, проблем социальной обусловленности, были осуществлены Л.С. Выготским, который детально изучил и разработал социальную обусловленности психики человека.

Л.С. Выготский в своих исследованиях подверг критике идеи французской социологической школы. Им была поставлена перед психологией новая цель: преодолеть внешность, внеположенность социальности по отношению к сознанию индивида.

Л.С. Выготский формулирует генетический закон, согласно которому высшие психические функции, в частности мышление, сначала формируются на социальном плане и имеют статус интерпсихической, а затем – в индивидуальном, приобретая статус интрапсихической функции.

В дальнейшем проблема «внутреннее – внешнее» исследуется А.Н. Леонтьевым, который выдвигает кардинально новое понятие «вращивание». Позже П.Я. Гальперин заменяет понятие «вращивание» понятием «интериоризация».

Определение 4

Интериоризация – это преобразование внешних действий человека во внутренние.

Рассматривая вопросы интериоризации, А.Н. Леонтьев опирается на деятельностный подход, в результате чего деятельность по отношению к внешним явлениям приводит в итоге к внутреннему значению.

Замечание 3

Таким образом, по мнению П.Я. Гальперина и А.Н. Леонтьева соотношение внутренней и внешней деятельности, выступает одной из проблем социальной обусловленности. В зависимости от их успешности человек овладевает необходимым общественным опытом и адаптируется в условиях окружающего общества.

Дата последнего обновления статьи: 12.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot