Психологическая теория деятельностного подхода
Деятельностный подход – это теория деятельности, разработанная в двадцатых годах прошлого века А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на базе культурно-исторического подхода Л. С. Выготского..
В отечественной психологии деятельностный подход получил свое распространение благодаря трудам таких исследователей как А.Р. Лаурия, А.В. Запорожец, П.Я Гальперин и многие другие.
Основными положениями (принципами) деятельностного подхода в психологии являются:
- Сознание не замкнуто само по себе, оно развивается и расширяется в условиях деятельности индивида.
- Поведение недопустимо рассматривать вне отрыва от сознания индивида. При исследовании поведения, оно должно быть не просто сохранено, но и определена его функциональная направленность.
- Деятельность – это целенаправленный и активный процесс.
- Действия любого человека по своей природе являются предметными, то есть преследующими определенные цели (культурные, социальные и т.д.).
В соответствии с деятельностным подходом, деятельность человека имеет ряд характерных черт:
- Содержание определяется совокупностью факторов, а не только той потребностью, которая выступила причиной ее возникновения.
- Любая деятельность определяется теми способами, которые используются для достижения ее цели.
- Именно деятельность определяет поведение человека и управляет им.
- Осознание цели и выбор тех действий, который будут использованы человеком определяются непосредственным социальным опытом человека.
К видам деятельности человека относятся (по С.Л. Рубинштейну): труд, учение и игра.
Основные формы деятельности:
- Внутренняя (скрытая от наблюдения) – это деятельность, которая происходит из внешней, но при этом она скрыта от окружающих глаз и исследователей.
- Внешняя (предметно-практическая) – это деятельность, которая является явной и видной окружающим.
Основные исследования проблем социальной обусловленности психики человека
Социальная обусловленность – это определенный социальный процесс обучения человека в обществе реагировать и действовать так, чтобы данные действия и реакции были одобрены обществом в целом и ближайшим окружением в частности.
В настоящее время одной из основных и дискуссионных проблем социальной обусловленности является ее влияние на воспитание человека и формирование у него определенных способностей, а также характера.
Впервые вопрос о социальной обусловленности был поднят французской социологической школой, которая занималась изучением социальной природы человеческого сознания.
В основе данных исследования заложена концепция Э. Дюркгейма, который в свою очередь опирался на теории социальной обусловленности, разработанные Л. Леви-Бролем. В последствии к данным исследованиям примкнул Ж. Пиаже, М. Хальбвакс, Ш. Блондель и т.д.
В соответствии с исследованиями Э. Дюркгейма, высшие формы активности, побуждающие развиваться человека, находятся за пределами его тела, они сконцентрированы в том обществе, в котором он существует. В этом заключается двойственность опыта человека, то есть человек получает представления из внешней среды, а не наоборот. Именно двойственность отличает человека от животных, которые не могут получить общественный опыт.
Социализация – это процесс усвоения человеком общественного опыта.
Одним из основных условий осуществления процесса социализации является наличие коллективного общения и взаимодействия между людьми. При этом крайне важно разнообразие контактов (ритуалы, религиозные обряды, собрания и т.д.). Контактируя друг с другом, люди совершают ошибки, получают навыки общения и взаимодействия и т.д. Все это способствует усвоение того общественного опыта, который необходим для эффективного существования в современном социуме.
Успешность социализации является одной из проблем социальной обусловленности психики человека. Не каждый способен усвоить должным образом необходимый общественный опыт и соответственно, не способен социализироваться в окружающем обществе. Особое значение в вопросах успешности социализации имеет интериоризация, которая является культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского.
Итериоризация – это процесс взаимодействия индивидуального и коллективного сознания.
В соответствии с данной концепцией, общественное сознание «пересаживается» из окружающего общества в индивидуальное сознание человека, который существует в условиях данного общества.
Особое внимание вопросам социализации уделяется в отечественной психологической школе.
Так, основные исследования, проблем социальной обусловленности, были осуществлены Л.С. Выготским, который детально изучил и разработал социальную обусловленности психики человека.
Л.С. Выготский в своих исследованиях подверг критике идеи французской социологической школы. Им была поставлена перед психологией новая цель: преодолеть внешность, внеположенность социальности по отношению к сознанию индивида.
Л.С. Выготский формулирует генетический закон, согласно которому высшие психические функции, в частности мышление, сначала формируются на социальном плане и имеют статус интерпсихической, а затем – в индивидуальном, приобретая статус интрапсихической функции.
В дальнейшем проблема «внутреннее – внешнее» исследуется А.Н. Леонтьевым, который выдвигает кардинально новое понятие «вращивание». Позже П.Я. Гальперин заменяет понятие «вращивание» понятием «интериоризация».
Интериоризация – это преобразование внешних действий человека во внутренние.
Рассматривая вопросы интериоризации, А.Н. Леонтьев опирается на деятельностный подход, в результате чего деятельность по отношению к внешним явлениям приводит в итоге к внутреннему значению.
Таким образом, по мнению П.Я. Гальперина и А.Н. Леонтьева соотношение внутренней и внешней деятельности, выступает одной из проблем социальной обусловленности. В зависимости от их успешности человек овладевает необходимым общественным опытом и адаптируется в условиях окружающего общества.