Понятие деятельности
Деятельность – это определенная система взаимоотношений субъекта с окружающим миром, в которой индивид сознательно воздействует на объект с целью удовлетворения своих потребностей.
Мотивы деятельности
Сама структура деятельности, которая начинается с возникновения потребностей, отражена на рисунке 1.
Рисунок 1. Потребность и мотив в структуре деятельности
В основе деятельности лежит система мотивов и потребностей. Кратко изучим их.
Потребность - это исходная форма активности живых организмов. Человек рождается с элементарными биологическими потребностями и к ним сразу добавляются еще две:
- потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами.
- вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях, или, в широком смысле, познавательная потребность.
Мотивы порождают действия, то есть приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате все мотивы можно разбить на два больших класса:
-
Осознаваемые,
-
Неосознаваемые.
Рисунок 2. Мотивы личности
Основные виды деятельности человека
Игровая деятельность
Понятие игры и игровой деятельности
- К. Гросс сделал первую попытку классифицировать детские игры.
- П. П. Блонский. По мнению П. П. Блонского, игра представляет собой особую группу, которая включает в себя несколько видов деятельности.
- Д. Б. Эльконин рассматривал игру как отдельную деятельность детей.
Игра – это ведущий тип деятельности дошкольников. Игра – это особый вид деятельности, который направлен на усвоение культурно-исторического опыта человечества.
Этапы развития игры
Д. Б. Эльконин выделял несколько постепенно усложняющихся видов игр:
- Предметно-манипулятивная игра. Здесь действия ребенка сводятся к подражанию.
- Сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры направлен на усвоение норм межличностных взаимоотношений.
- Игра с правилами.
Далее изучим роль игры в развитии психики ребенка.
- Игра как способ изучения особенностей межличностного взаимодействия.
- Игра как способ изучения особенностей соподчинения мотивов.
- Развитие нравственных инстанций.
- Формирование качественно новых мотивов.
- Формирование и развитие новых продуктивных видов деятельности.
Структура игры
По мнению Д. Б. Эльконина, в структуру игровой деятельности входит пять элементов.
- Роли, которые были распределены перед началом игры.
- Игровые действия.
- Игровые предметы.
- Взаимоотношения детей в процессе игры.
- Сюжет игры.
Учебная деятельность может отождествляться с процессом учения, однако это не совсем верно.
По Д. Б. Эльконину, учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Также учебная деятельность представляет собой особую деятельность, которая должна побуждаться некими мотивами.
Учебная деятельность – это деятельность индивида, в процессе которой он овладевает способами учебных действий. Кроме того, такой вид деятельности направлен на самого субъекта (ребенка) и помогает личностному развитию и вращиванию культурного опыта.
Сущность учебной деятельности и ее результат
Учение и обучение тесно связаны и составляют двусторонний процесс, который заключается в:
-
Передаче знаний,
-
Усвоении знаний.
Сущность учебной деятельности состоит в личностном развитии ученика.
В результате учебного процесса происходит овладение определенными навыками, умениями и знаниями. Одним из важнейших результатов учебной деятельности является научение ребенка учиться самостоятельно.
Компоненты учебной деятельности
- Мотивация. В учебной деятельности выделяют несколько групп мотивов, но «истинными» мотивами являются только учебно-познавательные мотивы.
- Учебная задача. Учебной задачей является такая задача, которая заключает в себе то, что необходимо усвоить ученику. Также учебная задача включает в себе группу заданий, которые направлена на усвоение какого-либо общего способа действий.
- Учебные операции. Если учебная задача содержит в себе все то, что помогло бы усвоению общих способов действий, то учебные операции как раз – это то, с помощью чего происходит практическое усвоение того или иного заложенного в задачу способа действия.
- Контроль. Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя.
Трудовая деятельность
Трудовая деятельность человека представляет собой определенную линию его социального поведения.
Трудовая деятельность – ряд действий, совершаемых трудовыми организациями.
Задачи трудовой деятельности
Выделяют следующие задачи трудовой деятельности:
- Создание материальных благ,
- Оказание различных услуг,
- Разработка идей,
- Анализ и накопление различного рода информации,
- Развитие личности человека.
Свойства трудовой деятельности
Трудовая деятельность человека, как правило, имеет общие свойства. К ним можно отнести:
- Набор трудовых операций,
- Набор определенных личностных качеств работников,
- Материально-технические условия трудовой деятельности,
- Способ организации трудовой деятельности.