Девиантное поведение — это устойчивое поведение индивида, отклоняющееся от общепринятых в социуме норм.
Особенности девиантного поведения
Девиантное поведение проявляется через агрессию, садизм, воровство, лживость, бродяжничество, тревожность, депрессию. Подростки с такой линией поведения часто целенаправленно изолируются от общества, совершают попытки суицида, страдают от различных фобий и имеют нарушения пищевого поведения.
Виды девиаций в психологии рассматриваются в качестве отдельных психических расстройств и в качестве симптомов определенного синдрома или болезни. Диагностику выполняют с помощью клинических и психологических методов, а процесс лечения состоит из использования медикаментов, психокоррекции и терапии, социально-реабилитационных мероприятий.
В целом категория «девиация» представляет собой определенное «отклонение». Девиантное поведение — это отклоняющееся поведение или социальная девиация. Это поведение присуще 40 — 64 % от общего числа подростков, что можно объяснить особенностями психики, характерными для этого возраста (социальная, физиологическая и психологическая незрелость).
В большей степени поведенческим отклонениям подвержены юноши и девушки в возрасте от 14 до 18 лет. Как правило, они воспитываются в неблагоприятных социальных условиях, имеют наследственную отягощенность (психические расстройства, наркомания, алкоголизм и др.).
Причины девиантного поведения подростков
Причины девиантного поведения у подростков можно объединить в 2 большие группы: факторы социальной среды и медико-биологические факторы.
В состав факторов социальной среды входят:
- Неполные семьи,
- Асоциальные семьи,
- Конфликтные семьи,
- Учебные и воспитательные ошибки.
В условиях воспитания в неполной семье одним родителем проявляется риск появления патологических отношений с детьми, в основе которых лежит требование безусловного подчинения, недостаточное участие, непонимание. Здесь нет образца взаимодействия с противоположным полом.
Напряженность между матерью и отцом, частые ссоры, отсутствие понимания отрицательно отражается на воспитании и ведет к девиантному поведению. В качестве образца для действий начинают выступать антиобщественные тенденции и паразитический образ жизни.
Учебно-воспитательные ошибки появляются по причинен недостаточного внимания педагогов, которые не умеют или не хотят устанавливать контакт с подростком. Такое поведение выступает как основа для формирования неуспеваемости, конфликтных ситуаций с одноклассниками и учителями.
Вторая группа причин, которые приводят к формированию девиантного поведения подросткового поколения, представлена медико-биологическими факторами, к числу которых относятся:
- Тяжелая наследственность,
- Патологии ЦНС,
- Особенности подросткового периода.
Отягощенная наследственность связана с тем, что на развитие девиаций влияют сниженные защитные механизмы, ограничивающий характер приспособительных функций человека. Эти особенности можно наблюдать, когда ребенок наследует умственную недостаточность, аномальные черты характера, склонность к алкоголизму и наркомании.
Развитие биологической неполноценности, возникающей в нервных клетках мозга, происходит при появлении тяжелых заболеваниях на первых годах жизни. Также она проявляется, если были черепно-мозговые травмы. Этот фактор проявляется через эмоциональную неустойчивость, снижение адаптивных возможностей.
В целом в подростковом возрасте происходит гормональная перестройка организма, что способствует возникновению девиантного поведения. У ребенка активно созревают отделы коры головного мозга, формируются высшие психические функции. Все это проявляется через обострение характерологических черт и ведет к совершению асоциальных поступков.
Симптомы девиантного поведения подростков
Девиации подростка не обладают четко выраженной стадийностью. Развитие происходит от единичных отклоняющихся поступков и приводит к регулярным повторяющимся действиям, образу жизни, организованной деятельности. Соответствующий прогресс занимает несколько недель, месяцев или даже лет.
Основным клиническим проявлением девиантного поведения подростков являются трудности социальной адаптации, включая частые конфликты с преподавателями, сверстниками, смену друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация способна проявляться уходом из дома, отказом от учебы, прогулами уроков, увлеченностью виртуальным миром и компьютерными играми.
Подростку с девиантным поведением тяжело дается учебная деятельность, нет интереса к занятиям, что ведет к низкой успеваемости. Ребенок с таким поведением очень рассеян, он не может сконцентрировать внимание, у него нет волевых способностей. Подросток часто меняет увлечения, а многие его дела остаются недоведенными до завершения.
На физиологическом уровне девиации сопровождаются следующими симптомами: нарушение сна и аппетита, дневная сонливость, снижение функций иммунной системы, дисменорея, психосоматические реакции. Подростки, как правило, имеют недостаточную (или, напротив, избыточную) массу тела, подвержены инфекциям, функциональным расстройствам.
Необычные способности — это также определенный признак девиаций, который не всегда рассматривается как патологический симптом. Одаренный гениальный подросток не вызывает беспокойства со стороны родителей и преподавателей. Тем не менее, учебно-воспитательные учреждения не всегда организуют специальные условия развития.
Если вовремя не оказать врачебную, психотерапевтическую и педагогическую помощь, то девиантные реакции подростков могут стать образом жизни. Самые неблагоприятные варианты представлены организованной преступностью, алкоголизмом, проституцией. Подростки из этой группы в большей мере подвержены насильственной смерти и заболеваемостью социально значимыми инфекциями.