Детский психоанализ — это направление психоанализа, в котором в качестве клиентов выступают дети. Детский психоанализ основан на аналогичных понятиях и принципах, что и психоанализ взрослого человека (внимание к внутренней психической жизни, интерпретация защит, сопротивление и перенос).
Возникновение психоанализа
Психоанализ — это научно-исследовательское и практическое направление психологии, которое берет начало в XIX-XX вв. В 1896 году З. Фрейд в первый раз использовал в научном языке категорию «психоанализ». Первое его исследование по психоанализу «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 году.
На протяжении следующих десятилетий Фрейд и его последователи начали разработку теории и методологии классического психоанализа. Начиная с первой трети прошлого века, психоанализ прочно вошел в повседневную жизнь.
Диапазон понятий психоанализа в научной литературе и у Фрейда достаточно обширен. В течение всего развития этого направления его категории расширялись и углублялись. Сегодня под психоанализом необходимо понимать совокупность глубинных психологических концепций, которые постепенно развиваются и складываются в новую научную дисциплину.
Психоанализ представлен методом исследования психических процессов, методикой практической психологической помощи взрослым пациентам в лечении невроза. Основополагающее понятие психоанализа — это представление о бессознательном психическом процессе.
В учении Фрейда большую роль играет период раннего детства ребенка, поскольку краеугольный камень психоаналитической теории — это бессознательное и его специфическая динамика. Основная черта бессознательного включает его связь с инфантильным («бессознательное и есть инфантильное»). Ученый, открыв бессознательное, осуществил революцию в представлениях о психической жизни, бытовавших до этого времени и существовавших в философии и классической психологии конца XIX — начала ХХ века.
Данное открытие стало не гипотезой, а выступило в качестве результата систематических клинических наблюдений. Открытие динамического бессознательного автором теории способствовало полному перевороту в существовавших ранее категориях мышления мирового масштаба.
Эволюция детского психоанализа и его особенности
После признания бессознательного как динамического феномена в центр дискуссии попали проблемы детского развития. Теория психоанализ не могла сказать о взрослом человеке ничего такого, что не затронуло бы и ребенка. Фрейд во всех своих трудах отвел главную роль в психических конфликтах природе и судьбе сексуального влечения.
После нескольких десятилетий, в то время, когда основные понятия психоанализа прочно интегрировались в культуру научного сообщества, а любой образованный человек стал знаком с концепциями Фрейда и его последователей, зарождается научно-практическое направление психологической помощи ребенку. Это направление называлось детский психоанализ.
Детский психоанализ формируется в пределах взрослого психоанализа. Начиная с 1909 года, когда выходит в свет классическая психоаналитическая работа Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (широко известна среди специалистов как «случай маленького Ганса»), психоанализ развивается на протяжении последующего столетия. Постепенно он превращается в научно-практическое направление современной психологии.
Фрейд мало писал о детях как таковых, но почти во всех исследованиях клинических случаев им было уделено много внимания инфантильным проявлениям в психике взрослых людей. Тем самым ученый выводил корни невротических конфликтов взрослого индивида их детских переживаний.
Первоначально детский психоанализ специалисты рассматривали в качестве «психоанализа детских неврозов». Исследователи современного детского психоанализа обозначили его как метод лечения психических расстройств у ребенка с помощью определения взаимодействия сознательного и бессознательного.
В современном мире психологии детский психоанализ — это динамическая и развивающаяся система психоаналитических знаний о ребенке, которая включает в себя несколько направлений:
- Концепцию социально-эмоционального развития ребенка;
- Глубинно-психологические исследования внутреннего мира детей;
- Технику и практику психоаналитической детской терапии.
Развитие направления детского психоанализа стало сложным и противоречивым. До настоящего времени на повестке дня остался широкий круг проблем, по которым ученые ведут споры.
К проблемным моментам можно отнести:
- Возможность использования психоаналитической терапии в отношении детей раннего и дошкольного возраста;
- Методики работы с родителями детей, которые проходят психоаналитическую терапию;
- Природа сопротивления и переноса невроза ребенком в разном возрасте в процессе психоанализа;
- Игровой материал, который используется в работе с детьми разного возраста;
- Совершенствование техник психоаналитической работы с детьми, которые страдают тяжелой психопатологией (нарциссическая, пограничная, психотическая);
- Разработка техник для психоанализа подростков.
Традиционно принципы детского психоанализа обладали несколькими особенностями: частота сеанса, обязательная работа с родителями детей, находящихся в аналитической терапии, применение игр, рисунков, лепки, использование интерпретации в качестве основного инструмента аналитики, работа с переносом и контрпереносом.
Современные специалисты рассматривают аспекты современной психоаналитической терапии детей, основной из которых состоит в поддержании аналитической позиции, устанавливающей как можно меньше ограничений в области проведения лечения.