Детский аутизм - это расстройство нервной системы, которое возникает в связи с нарушением развития головного мозга и отличается многосторонней и выраженной нехваткой интеграции с социумом, а также минимальным числом интересов и одинаковыми действиями.
Характеристика причин развития детского аутизма
Как правило, дети с диагнозом “аутизм” обладают хорошей физической развитостью и приятными внешними данными, различить в таком ребенке аутиста крайне сложно.
Конкретные причины возникновения у детей аутизма неизвестны.
При этом существует круг обстоятельств, которые можно отнести к способствующим развитию аутизма:
- наличие диагноза “детский церебральный паралич”;
- перенесение инфекционных заболеваний матерью в период беременности, например, цитомегаловируса или краснухи;
- кислородное голодание, которое перенесла мать в период беременности или в процессе родов;
- наследственность - в роду матери или отца были случаи рождения детей с аутизмом;
- признаки ожирения у матери в момент беременности.
Признаки аутизма у детей, которые в случае пристального наблюдения могут быть различены еще в совсем раннем возрасте, в том числе и у новорожденных:
- Контакт со взрослыми. Стоит уделять внимание реакции ребенка на взрослых. Грудничок с признаками аутизма может не идти к матери и другим взрослым на руки. Также он может не проявлять оживленность, когда взрослые обращаются к нему. Когда здоровому малышу исполняется несколько месяцев, он может распознать родителей, их речь, чего не случается при аутизме.
- Проблемы с речью. Первые попытки говорить дети обычно проявляют после года. При аутизме речь может отсутствовать в 2 и даже 3 года. Ребенок с аутизмом, как правило, неправильно произносит знакомые ему слова.
- Общение со сверстниками. Такие сложности начинают проявляться постепенно и являются основными предпосылками к определению данного расстройства. Ребенок не может вникнуть в правила игры, распознать эмоции других детей, ему лучше и комфортнее играть самостоятельно. Он сочиняет свои игры, которые для других расцениваются в качестве лишенных смысла действий.
- Стереотипность движений. Ребенок с аутизмом совершает круг действий в виде раскачиваний, вращений, подпрыгиваний, движений ногами и руками. Наиболее частое их проявление наблюдается в момент, когда ребенок испытывает стресс. Дети с аутизмом придерживаются точного распорядка каждый день, тем самым находятся в гармонии. Если происходят какие-либо изменения в их привычном ритме, могут прослеживаться агрессивные ноты в поведении, направленные на людей вокруг и на себя в том числе.
- Трудности в обучении. Умственная отсталость часто является сопутствующим симптомом. При этом есть вид аутизма, который предусматривает очень высокий уровень развития интеллекта. Проблемы, как правило, возникают в сфере общения, эмоций, абстрактного мышления.
- Изменения при гормональных перестройках. В данный момент признаки аутизма могут усилиться. Кроме этого, в данный период жизни дети наиболее активны, что сразу дает ребенку с аутизмом понимание его отличия от других, что часто вызывает у него стресс.
Виды детского аутизма
Сегодня аутизм у детей в раннем возрасте относят к общим (первазивным) нарушениям психики, которые вызывают ограниченность навыков повседневного и социального общения. Наряду с аутизмом к этой группе относятся дети, имеющие признаки синдрома Аспергера, синдрома Ретта, гиперактивного расстройства, атипичного аутизма.
Основываясь на этиологии (науке о причинах болезней), выделяют такие виды аутизма у детей, как: наследственно-эндогенный; экзогенно-органический; основанный на хромосомных абберациях; неясный и психогенный генез.
Патогенетика (наука о роли наследственных и генетических факторов) определяет следующие виды аутизма у детей в раннем возрасте: процессуально-наследственный, конституционально-наследственный и постнатальный приобретенный дизонтогенез.
Ввиду того, что при детском аутизме плохая адаптация в обществе является преобладающим признаком, выделяют четыре группы детей-аутистовв в зависимости от степени их дезадаптации:
- отсутствие интереса к окружающему (потребности к контакту нет, поведение формируется в зависимости от ситуации, признаки мутизма, самообслуживание не развивается);
- замещение окружающего (интересы носят своеобразный характер, существуют в большой степени ценные пристрастия, фантазии отличаются от обычных, эмоционально слабо привязан к родителям и другим близким людям);
- отвержение окружающего (гипервозбудимость, слабо проявляемый инстинкт к самосохранению, нарушения в движениях и речи);
- сверхтормозимость в окружающем (ребенок проявляет признаки ранимости, пугливости, быстрой физической и психической усталости).
Методы реабилитации и поддержки детей с аутизмом
В настоящее время не существует научно разработанных средств для излечения аутизма и избавления от его очевидных симптомов. Часто специалисты дают рекомендации по применению диет, БАДов, мануальных методик, которые могут стать эффективным способом в конкретных ситуациях.
При этом, стоит подчеркнуть, что доказанных в медицине препаратов, направленных на извлечение, не разработано. Врачами практикуется лишь назначение, при проявлении ребенком агрессии и чрезмерной возбудимости, определенных успокаивающих средств.
Необходимо помогать ребенку с аутизмом в его развитии, предусматривая определенные действия:
- привлекать дефектолога или логопеда для развития у ребенка навыков речи;
- играть в определенные игры, например, построить дом на столе, выстроить на полу солдатиков);
- применения АВА-терапии, которая сформирована для детей с аутизмом, и направлена на улучшение их навыков к общению и обучению;
- при особенно выраженных нарушениях речи предлагается применять карточки, комиксы, картинки для общения с ребенком;
- использование методик ТЕАССН, предусматривающих комфортную для аутиста среду, в которой он может чувствовать себя комфортно;
- следование программе “Флортайм”, ставящей в приоритет поощрение и интересы ребенка.