Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Детские страхи: методики

Особенности детских страхов

Определение 1

Детские страхи ‒ эмоциональные реакции детей на ситуации или объекты, которые воспринимаются ими как опасные (угрожающие).

Несмотря на свою негативную окраску, страх осуществляет разнообразные функции в жизни человека. На всем протяжении человеческого развития страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, огня, природных аномалий. Он является своеобразным средством познания реальности окружающего мира, предоставляя возможность человеку селективно и скептически относиться к разного рода явлениям окружающего мира.

Замечание 1

Поэтому, по суждению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.

Если же страхи не проходят в течение продолжительного времени, и переживания, которые они активизируют, тяжело переносятся ребенком, это часто говорит о том, что причиной их выступает какое-либо серьезное психическое потрясение, перенапряжение нервной системы. Подобные состояния могут требовать консультационной помощи специалистов, которые могут помочь родителям установить причину и вывести ребенка из тяжелого состояния.

До или после общения с ребенком психолог также выслушает жалобы родителей и задаст им свои вопросы. Вследствие первичной консультации специалист даст свое представление о том, в чем состоит проблема детских страхов, каково их предметное содержание и вполне вероятно – какова причина их возникновения.

Такие сведения дадут возможность сформировать план коррекции и выбрать соответственные методики для каждого определенного случая. В отдельных случаях для выявления страхов у детей может потребоваться больше времени – например, при работе с эмоционально сдержанными или аутичными детьми.

«Детские страхи: методики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методики диагностики детских страхов

Замечание 2

Прежде чем бороться со страхами и фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.

Для диагностики страхов в детском возрасте применяют следующие методики.

Методика М. А. Панфиловой «Страхи в домиках». Автором методики произведен синтез двух популярных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова подразумевает раскрытие и уточнение доминирующих видов страхов:

  • страх одиночества,
  • темноты,
  • смерти,
  • медицинские страхи и т. д.

Представленная методика подходит в тех случаях, когда ребенок или не любит рисовать или еще плохо рисует (хотя подобное задание даже не увлекающиеся рисованием дети принимают, как правило, с удовольствием). Взрослый контурно изображает два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И затем предлагает расселить страхи из списка в домики (взрослый человек проговаривает по очереди страхи). Записывать необходимо те страхи, которые ребенок поместил в домик черного цвета, т.е. признал, что он опасается этого. У детей старше можно спросить: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься ...».

Беседу необходимо проводить неспешно и содержательно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» ‒ «нет» или «боюсь» ‒ «не боюсь». Повторять вопрос о том, опасается или не опасается ребенок чего-либо, необходимо лишь время от времени. Тем самым исключается непроизвольное внушение страхов. Если ребенок стереотипно отрицает все страхи, то можно просить давать детальные ответы, например, «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, который задает вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая время от времени подбадривать и хвалить его за то, что он говорит все как есть. В данном случае необходимо, чтобы взрослый по памяти называл страхи, лишь время от времени заглядывая в список, а, не зачитывая его.

После исполнения задания ребенку может быть предложено, закрыть черный дом на замок (нарисовать его на дверях), а ключ ‒ потерять и выбросить. Подобное действие успокаивает актуализированные страхи.

Анализ результатов, которые будут получены в данной методике, состоит в том, что экспериментатор подсчитывает страхи из черного домика и сопоставляет их с нормами по возрасту. Общие ответы ребенка соединяются в несколько категорий по видам страхов. Если ребенок из четырех-пяти случаев в трех дает положительный ответ, то данный вид страха диагностируется как существующий. Из 31 вида страхов, которые были выделены автором, у детей можно наблюдать от 6 до 15. У детей, которые проживают в городе вероятное число страхов достигать15.

Проективная методика «Мои страхи» А. И. Захарова. После проведенной заранее беседы, которая актуализирует воспоминания ребенка о том, что его страшит, ему предлагают цветные карандаши и лист бумаги. В ходе анализа внимание обращается на то, что нарисовал ребенок, а также на цветовую гамму, которые были использованы им во время рисования. По завершении рисования ребенка просят рассказать о том, что он нарисовал, т. е. вербализовать собственный страх. Таким образом, подразумевается, что активное обсуждение ребенком собственных ощущений в игровой обстановке дает возможность внутренним ресурсам скорректировать направление с защиты на конструктивный процесс изменений личности.

Методика «Силуэт человека» Л. Лебедевой диагностирует по цветовому выбору эмоциональное состояние ребенка, в соответствии с тестом М. Люшера. Исследования М. Люшера продемонстрировали, что четырем цветам подходят четыре вида ощущения себя. Человеку, который предпочитает синий цвет, присуща удовлетворенность жизнью, тому, кто подбирает красный, ‒ жизнерадостность, активность, зеленый ‒ стабильность, ответственное отношение к жизни, светло-желтый ‒ открытость, веселость. Кроме того, «синие» стремятся к единству, имеют потребность в согласии, «красные» направлены на успех, возможности воздействовать на окружающее. Те, кто любит зеленый (а М. Люшер считает, что данный цвет в его тесте «холодный»), обращены к стабильности и безопасности. «Желтые» настроены на изменения, им необходима свобода, для того чтобы надеяться на лучшее. В границы данных четырех цветов вписывается и время. Протяженность во времени подходит спокойному синему цвету, красно-оранжевому ‒ настоящее, зеленому ‒ «здесь и сейчас» текущее мгновение, а желтому ‒ будущее.

Методика «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой дает возможность пронаблюдать проблемы в эмоциональной сфере и проблемы взаимоотношений в семье ребенка, увидеть его субъективную оценку его места в семье и отношений с другими членами семьи. Тест может помочь проявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он принимает каждого из них, и собственную роль в семье, а также те взаимоотношения, которые активизируют в нем тревожные чувства.

Ситуация в семье, которой родители дают позитивную оценку, может быть воспринята ребенком абсолютно противоположно. Определив, каким он видит семью, окружающий мир, родителей, себя, можно понять факторы происхождения многих проблем ребенка и качественно поддержать ему при их решении.

В различных течениях психологической науки диагностика страхов у детей проводится при помощи многообразных методик. Чтобы выявить проблему, психолог может предложить ребенку поиграть с игрушками в песочнице, нарисовать рисунок или несколько рисунков, рассказать историю, ответить на несколько вопросов.

Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot