Предмет детской психологии
В возрастной психологии выделяется целый ряд составляющих:
- детскую психологию;
- психологию младших школьников;
- психологию подростков;
- юношескую психологию;
- психологию зрелости;
- геронтопсихологию.
Согласно данной классификации детская психология занимается изучением первого и самого значимого в жизни человека этапа, периода развития от рождения до школьного возраста. В этот незначительный временной период в детской психике происходят важнейшие изменения.
У новорожденного ребенка отсутствуют четкие образы окружающих его предметов, эмоции связаны преимущественно с удовлетворением естественных потребностей. В этом отсутствуют индивидуальные особенности ребенка, но есть физиологические различия, которые обусловлены свойствами нервной системы. К семи годам ребенок значительно меняется, он становится достаточно самостоятельным, овладевает довольно сложными видами деятельности, осознает собственные желания, подчиняет свое поведение существующим требованиям.
Постоянное движение вперед, появление качественно нового, поэтапный переход от простых реакций к осмысленным, сложным действиям, овладение речью, проявление самостоятельности, воображения - это факты, которые характеризуют развитие ребенка. Они служат тем материалом, который использует для своих научных выводов детская психология.
Дети одного возраста имеют индивидуальные различия, но все они проходят определенные этапы развития, которые характеризуются определенной психологической спецификой.
Предмет детской психологии - психическое развитие ребенка.
Психическое развитие детей включает в себя:
- развитие деятельности;
- развитие психических процессов;
- формирование ребенка-личности.
Ребенок в процессе своего развития осваивает различные виды деятельности:
- предметную деятельность;
- игровую деятельность;
- продуктивные виды функционирования;
- элементы трудовой и учебной деятельности.
В каждой возрастной стадии один из видов деятельности становится главенствующим и определяющим изменения в психике ребенка. В процессе развития происходит не просто освоение деятельности, а совершенствование психики в данной деятельности.
По мере развития ребенка, происходит зарождение, изменение и совершенствование внимания, восприятия, мышления, памяти, чувств, воображения, речи, воли ребенка. Психические процессы становятся более произвольными.
В процессе взросления у детей формируются устойчивые психологические качества, определяющие их поведение и поступки, позволяющие оценить себя. Дошкольник старшего возраста — это личность с собственными определенными намерениями, потребностями, со своим, возможно еще не устоявшимся, отношением к окружающему миру. Таким образом, в процессе развития изменяются виды ориентации ребенка в окружающей его действительности, формы психорегуляции деятельности, меняется его место в социуме. Ребенок из беспомощного существа превращается в субъект многообразной деятельности.
Детская психология — это наука, которая изучает факты и закономерности психического развития ребенка от момента его рождения до школьного возраста: развитие деятельности, протекание психических процессов и формирование личности.
На сегодняшний день многие ученые пытаются расширить предметную область детской психологии путем введения в исследования периода внутриутробного развития. Но все же внутриутробное развитие ребенка подчиняется, прежде всего, биологическим закономерностям, а развитие ребенка после рождения происходит в социальных условиях, во взаимодействии не только со своей матерью, но и с другими людьми.
Задачи детской психологии
Задачи, стоящие перед детской психологией заключаются в следующем:
- накопление фактов, которые характеризуют психическое развитие ребенка, что обусловлено зависимостью психического развития от условий жизни и воспитания детей;
- прослеживание происходящих изменений в психике ребенка и раскрытие закономерностей психического развития;
- изучение развития психических процессов у детей на различных этапах взросления;
- исследование влияния различных видов деятельности на развитие психики ребенка;
- формирование личности в онтогенезе;
- контролирование процесса развития психики детей.