Детская практическая психология в России
Детская практическая психология – это область психологии, которая занимается изучением вопросов практического применения умений специалистов в диагностической и коррекционной работе с детьми.
Интенсивное развитие этой области психологии в России началось в XX веке. Её развитие шло в тесном содружестве с педологией, которая ориентировалась на конкретные требования школы, поэтому была очень популярной среди воспитателей и педагогов.
Несмотря на то, что духовная жизнь русского общества имела связь с западной культурой, в ней, тем не менее, отражался социальный и исторический путь развития страны, а это оказывало значительное влияние на формирование практической психологии России.
Первыми в России объективные методы исследования развития ребенка начали применять врачи и физиологи.
Становление педологии и детской практической психологии было подготовлено физиологией, педиатрией, психиатрией – это были предшествующие смежные науки.
Работы И.М. Сеченова, И.В. Тарханова, К.Д. Ушинского, Н.П. Гундобина имели большое значение для молодой науки. Эти ученые понимали, что проблема воспитания нравственного человека является не только одной педагогической науки.
Основной темой исследований ученых того времени были умственно отсталые трудные дети. Разрабатывались методы объективной диагностики, проводились педологические исследования детей в институте детской психологии и неврологии при МГУ. Руководителем этих исследований был Россолимо, разработанные тесты которого были очень популярны в школьной практике в 20-30-е годы.
Российская педология имела своих инициаторов, среди них были А.П. Нечаев, В.М. Бехтерев, Н.П. Румянцев, которые считали, что главная задача психологии и педологии – психологическое исследование детей, душевных особенностей ребенка, вопросов его воспитания. С именем В.М. Бехтерева, заложившего основы научной педологии, связан новый этап её развития.
Интерес к педологии был большой, но специалистов в то время было мало. Зарождающаяся наука находилась на этапе собирания материала и выработки методов получения этого материала.
Разрабатывая новые методы, важно было учитывать целостность, системность подхода к диагностике психического развития ребенка, что являлось одним их основных требований детской практической психологии.
Исследуя психическое развитие ребенка, ученые пришли к мысли о том, что в этом процессе большое значение имеет семья и климат в семье.
С этой целью организовывались родительские кружки, выпускались книги, брошюры по семейному воспитанию, был налажен выпуск постоянно издаваемых журналов по детской и педагогической психологии, не только отечественных, но и иностранных авторов.
Огромная деятельность ученых в этой области привела к тому, что практическая психология стала одной из ведущих областей психологической науки России.
В поле зрения детской практической психологии того времени ключевыми были проблемы соотношения психического и физического развития ребенка, становления его личности.
Изучались проблемы особенностей развития одаренных и умственно отсталых детей, методы диагностики таких детей, а также подходы к их воспитанию и обучению.
Подходы к диагностике психического развития ребенка
Психическое развитие ребенка является сложным процессом, и выделить какие-то параметры, независимые друг от друга, невозможно. Исходя из этого, используется множество методик, которые направлены на изучение всех сторон психики ребенка.
Важно правильно подобрать методики и расположить их в определенном порядке – в противном случае, ребенок устанет и откажется от работы.
При анализе полученных данных в обязательном порядке устанавливается взаимосвязь между отдельными сторонами психики и их особенностями.
В психологической характеристике дается комплексное описание, причины и отклонения выявленных в процессе обследования недостатков.
Для организации коррекции психических отклонений правильная диагностика является первым шагом, поскольку именно она определяет первопричину психических нарушений.
Психологическая характеристика является основой для составления плана коррекции, а обследование начинается с беседы с взрослым человеком. Беседа позволяет определить характер жалоб, претензий, недовольства к ребенку со стороны взрослого человека.
Обследование самого ребенка начинается с анализа его внешнего вида и реакции на обследование, его открытости и активности или, наоборот, его расторможенности, напряженности, нежелания общаться, боязни вступить в беседу. Наличие этих фактов говорит о его врожденных особенностях.
Данные наблюдения и результаты проведенного теста сопоставляются и помогают психологу понять природу тех или иных отклонений.
Работа с ребенком начинается с рисования на свободную или заданную тему – так его вводят в ситуацию обследования. В конце работы, когда новизна ситуации сглаживается, и контакт со специалистом налажен, ребенку предлагают личностные методики – данная последовательность должна сохраняться тогда, когда обследование проходит в течение нескольких занятий.
Работа не будет иметь успеха, если во время диагностики не соблюдать основные правила. Их суть в следующем:
- не существует методик, измеряющих сразу всё, поэтому для составления психологической характеристики необходимо использовать 10-15 разных тестов;
- знакомство с прилагаемой к методике инструкцией;
- используемая методика и возраст ребенка должны совпадать, потому что каждая методика рассчитана на определенный возраст;
- полученные результаты не должны быть одинаковыми для детей разного возраста, при их интерпретации важна сверка с нормативностью;
- для многих методик требуется стимульный материал – карточки, картинки, текст, изменение которого недопустимо, во избежание неправильного результата;
- методики могут быть объективные и субъективные, одни с точными ключами, другие требуют качественной интерпретации, но они сложнее, поэтому при их использовании необходимо особое внимание и сверка полученных результатов с показателями других тестов;
- без добровольного согласия ребенка работать нельзя, поскольку весь процесс диагностики будет нарушен, и результаты окажутся неверными.
Психодиагностика
Данный термин рассматривается как теоретическая психологическая дисциплина и как практическая психологическая деятельность.
Теоретическая психологическая дисциплина – это область психологической науки, которая занимается методами классификации и ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам.
Практическая психологическая деятельность связана с разработкой методов выявления и измерения индивидуальных психологических особенностей.
Что касается психодиагностики применительно к дошкольному возрасту, то это будет деятельность по психологическому изучению ребенка дошкольного детства.
Таким образом, в условиях дошкольного учреждения предметом психической диагностики являются индивидуальные возрастные особенности ребенка, причины отклонений и нарушений в его психическом развитии.
Практический детский психолог, поставленную психологическую проблему должен решать с содержания психодиагностической деятельности, дифференцируя её по направлениям – дети, родители, воспитатели, педагоги.
Дальше определяются параметры, которые характеризуют предмет (показатели) психологического воздействия.
Для детей дошкольного возраста к этим показателям относятся:
- психологические, включающие познавательные, коммуникативные, рефлексивные способности, мотивационно-потребностную сферу, нравственную позицию, личностно-эмоциональные особенности;
- психофизиологические показатели – адаптивность, динамичность, лабильность нервной системы;
- психолого-педагогические показатели – предпосылки к учебной деятельности, индивидуальные способности, собственные достижения;
- показатели психолого-педагогического взаимодействия педагогов и детей – стиль взаимоотношений, соответствие концепции дошкольного воспитания, соответствие образовательной программе ДОУ, личностно-эмоциональная стабильность педагогического коллектива;
- показатели особенностей отношений в семье – стиль семейных отношений, воспитательная стратегия родителей, родительская позиция, её сформированность и активизация, личностно-эмоциональная стабильность родителей ребенка.