Вина — это эмоциональное переживание, которое связано с различными моральными санкциями. Ее относят к числу моральных чувств или свойств моральной личности, выделяя определенные стадии развития, в процессе которого социальное поведение может стать более осознанным и индивидуальным.
Особенности чувства вины у подростка
В подростковом возрасте ориентировка направлена на систему общественных правил и ценностей. В этот период происходит присвоение подростками социальных правил и норм, что, в свою очередь, способствует обеспечению благополучного вхождения во взрослую социальную жизнь.
Чувство вины (моральное Я) предназначено для формирования моральной идентичности. С ее помощью общественные и нравственные ценности, включая их соблюдение, могут стать для подростков личностно значимыми.
Гендерные различия в переживании чувства вины можно отразить посредством двух видов факторов:
- Биологические факторы (особенности физиологического развития мужского и женского пола),
- Социальные факторы («мужское» и «женское» воспитание, которое состоит в усвоении стереотипов соответствующего поведения).
Дети (как девочки, так и мальчики) начинают испытывать чувство вины в случае, когда уже начинают понимать, что они могут стать источником переживания для других людей. Все это делает их чувствительными к переживаниям окружающих.
В двухлетнем возрасте большую склонность к переживанию чувства вины проявляют мальчики (если сравнивать с девочками того же возраста). Это продолжается до младшего школьного возраста. Только в подростковый период динамика переживания вины начинает меняться и уже девочки чаще испытывают чувство вины, чем мальчики.
Данные изменения обусловлены тем, что при воспитании девочки и присвоении ей стереотипа поведения «женщины» в обществе, мать и отец часто прибегают к методам, которые направлены на провоцирование у нее чувства вины. Мальчики в подростковом периоде имеют меньшую склонность к переживанию чувства вины, поскольку общество поощряет проявление у «маленького» мужчины настойчивости, упрямства, уверенности и других типов агрессивного поведения в качестве элементов полоролевого стереотипа.
У подростков интенсивность переживания вины уменьшается, но по достижению возраста ранней зрелости, степень переживания вины у девушек становиться выше, по сравнению с юношами. В исследованиях наибольший процент девочек упоминали возникновение чувства вины в ситуации, когда лгут или совершают опрометчивые поступки.
Мальчики более часто, чем девушки, испытывают чувство вины при совершении любых агрессивных поступков или при переносе своей злости на окружающих. Большой процент юношей упоминает чувство вины, которое возникает после драки, жестокого обращения или нанесения материального вреда, а также при отказе оказать помощь.
По сравнению с юношами больший процент девушек испытывает чувство вины в отношении членов своей семьи. При этом родителей и других близких родственников как объектов переживания вины они упоминают в три раза чаще. В свою очередь, юноши-подростки в два раза чаще, чем девушки, упоминают случайных знакомых или других людей.
Чувство стыда в подростковом возрасте
Основной этап встречи со стыдом представлен именно подростковым периодом, когда происходят изменения и фокус внимания с себя переключается на внешние цели и окружающих людей. В детстве ребенок, как правило, идеализирует родителей, а в подростковом возрасте разочаровывается в близких.
Подростки встречаются не только с идеальными аспектами, но и с теми, которые могут их разочаровать. Здесь происходит понимание, что родители не всегда совершенны. Такое разочарование и понимание помогает принимать себя не идеального. Если этот этап не пройти, то подростку сложно перейти на новый уровень развития, поскольку признания своей отдельности и отличия от родителей не понимается.
Чувство стыда связано с тем, что подростка сопровождает внутренний конфликт между тем, каким он хочет быть и как себя представлять и тем, кем он должен быть в соответствии с мнением родителей. Подросток должен выбрать, оставаться ли ему идеальным ребенком для родителей, предавая себя, или разочаровать родителей, позволяя себе быть собой. Если он остается идеальным и не может реализовать что-то из идей об идеальной жизни во взрослости, человек столкнется с серьезным кризисом.
Например, к достижению определенного возраста достичь требуемого статуса или создать семью не получилось. Индивид начинает считать, что он должен был, а не вышло. В этом случае может происходить кризис. Стыд проявляется при возникновении вопроса, что с собой делать, раз достичь не вышло. Эта ситуация видится как провал в целом.
Основа межличностных отношений подростков
Основой межличностных отношений подростков является общение, обладающее собственными психологическими особенностями. Они обусловлены возрастными противоречиями и потребностями, присущими для подросткового возраста. Здесь противоречия и потребности способны находиться в тесной взаимосвязи друг с другом.
У подростков наблюдается потребность принадлежать к соответствующей группе или общности, они стремятся показать личностные качества и умения, им важно «выделиться» среди сверстников. Противоречие заключается в том, что, несмотря на проявляющуюся потребность в социализации, каждый из подростков весьма трепетно относится к собственному внутреннему миру, стремясь к пространственной автономии и неприкосновенности личностного пространства.
В условиях сложного и противоречивого состояния можно говорить о становлении и развитии личности подростка. Помимо этого, основа межличностных отношений подростков представлена спонтанностью, которой нет у взрослых. При взаимодействии друг с другом, подростки начинают удовлетворять свои потребности в различных областях жизнедеятельности, часто необдуманно и спонтанно.
Если группа подростков формируется через взаимное уважение и дружбу, то межличностное взаимодействие в таких группах удовлетворяет потребность подростка в эмоциональном тепле. Оно служит спасением от скуки, позволяя почувствовать свою значимость среди сверстников.