Ценностно-смысловые ориентации подростка — это отношение подростка к различным сферам жизнедеятельности человека и к самому себе в качестве субъекта социально-культурной деятельности.
Особенности ценностно-смысловой сферы подростка
Теоретические исследования позволили выявить, что изменчивость субъективных ценностно-смысловых ориентаций в отношении окружающего мира подростка связана с особенностями восприятия самого себя и собственного места в социуме. В данном случае система развития ценностно-смысловых ориентаций становится отражением существующей действительности.
Переоценка жизненных ценностей и смена ценностных ориентаций — это важный и закономерный процесс психического развития подрастающего поколения. Социализация подростков в коллективе характеризуется возрастными особенностями, а приобретение новых жизненных и социальных ролей дает возможность при этом произвести переосмысление прежних и создание новых ценностно-смысловых ориентаций. Это трансформирует систему ценностного отношения к соответствующим аспектам жизни и деятельности.
Социализация подростка является, с одной стороны, процессом, а с другой стороны, результатом активного освоения, усвоения, присвоения и воспроизводства социальных норм, опыта, знаний и ценностей. Все это позволяет человеку функционировать и развиваться как полноценный и полноправный член общества.
Подростковый возраст считается стадией интенсивного становления личности. В ее процессе формируются ценностные ориентации и ценностные отношения при реализации различных видов деятельности и межличностном общении, имеющих преимущественно интимно-личностный характер.
Ценностно-смысловые ориентации и их роль в развитии личности
Ценности в качестве субъективных образов объективной реальности, отражаемой человеком, начинают выступать в неразрывном единстве с действием. С одной стороны, они способны побуждать и направлять человека к активности, с другой стороны, лишь с помощью действий люди открывают для себя настоящую ценность объектов. По этой причине не случайно большая часть ученых обратила внимание на то, что ценности должны выполнять функцию ориентации человеческой активности. На их основе происходит формирование и функционирование ценностных ориентаций, которые обуславливают направленность активности человека.
Ученые подчеркивают, что ценности влияют на активный выбор личностью из имеющихся в наличии способов, средств и результатов действия. Они характеризуют ценностные ориентации личности, которые многие авторы рассматривают в качестве сложных и определенным образом сгруппированных принципов, которые придают стройность и направленность различным мотивам человеческого мышления и деятельности.
В. Франкл отмечал, что ценности дают возможность обобщить возможные пути. Благодаря им человек получает возможность сделать свою жизнь более осмысленной. Они включают:
- Творчество (то, что человек дает жизни);
- Переживание (то, что человек берет от жизни);
- Отношение (позиция, которую человек занимает в отношении жизни).
В ходе реализации ценностей осуществляется самораскрытие личности, а ценностно-смысловые ориентации способны предопределять характер ценностных отношений личности. Ценностное отношение представляет собой необходимый компонент для развития ценностной ориентации, деятельности и отношения, выраженных в ценностной установке личности подростков.
Установку необходимо определять в качестве состояние готовности действовать некоторым образом в определенной ситуации. Ориентация — это относительно устойчивое избирательное отношение к соответствующим ценностям жизни. Они обладают более обобщенным и менее ситуативным характером.
Ценностно-смысловая установка предопределяет деятельность, стимулируя и направляя ее. Она детерминирует отношение личности к любым явлениям окружающей действительности. Наряду с этим, реализуемое личностью отношение к данным явлениям формирующим образом влияет на содержание ценностных установок.
Роль ценностно-смысловой сферы в развитии подростка
Рубинштейн рассматривал подростков как активных субъектов деятельности. Этот ученый отметил, что в процессе и результате деятельности происходит изменение не только объекта, но и самого субъекта.
В структуре ценностного отношения в качестве психологического образования личности ученые определили три компонента:
- Когнитивный,
- Аффективный,
- Поведенческий.
Первый из них включает сведения о «желаемых конечных состояниях» и предпочитаемых средствах их достижения. В состав аффективного компонента входят переживания позитивных и негативных эмоций, которые испытывают люди при взаимодействии с окружающим миром в интроспективных размышлениях.
Для поведенческого компонента характерны действия, которые направлены на цель. Он имеет место в том случае, когда ценности активизируются потребностями или воспринимающимися возможностями реализовать данные ценности.
В целом структура ценностно-смыслового отношения представлена как пирамида. В ее основе находятся знания, а на их базе развиваются чувства и происходит процесс оценки предметов и явлений окружающего мира. В дальнейшем личность вырабатывает модель, в соответствии с которой строит линию поведения (например, совершая поступок для приобретения личностного опыта).
Ценностно-смысловые ориентации подростка становятся ресурсом для развития личности. В целом личностью считается человек в его социальных связях и взаимных социальных отношениях. Он становится членом общества, который, с одной стороны, подвергается воздействию среды. С другой стороны, он осознанно выстраивает собственные отношения с другими людьми и всей системой социальных явлений.
Центральное психологическое новообразование подросткового возраста представлено проявлением чувства «взрослости». Оно связано с изменением социальной позиции благодаря включению в систему ценностно-смысловых ориентаций разных нравственных качеств. На это влияет половое созревание и интенсификация темпа физического, психического и социального развития.