Комплексное исследование психики и человека
Проблема комплексного исследования человека, исследования его целостности и парциальности проявляется практически в каждом психологическом исследовании.
Эта тенденция проявлялась в психологии на двух уровнях: с одной стороны, исследователи пытались создать очень междисциплинарные программы исследований, а с другой - были попытки создания абсолютно новой науки о человеке, к которой можно было бы свести все ранее разработанные идеи. Однако при систематическом исследовании человека является ли он в итоге целостным или все же остается нецелостным?
Многие авторы смотрят на этот вопрос аксиоматично, утверждая, что целостность человека не поддается обсуждению и без признания этого исходного положения попросту невозможны дальнейшие изучения человека, поиски ответов относительно ценностей и смыслов человеческой жизни, природе его внутреннего мира.
Другие считают, что многосложность человека, единство его как биологического, социального, индивидуального существа, еще не определяют его целостности: ведь если что-то создано единым, является ли оно при этом целостным?
Человек как микрокосм является частью макрокосма: однако является ли макромир, в таком случае, частью микромира, или же человек все же обособленное и автономное существо? Идеи относительно параллелизма и изоморфности этих двух миров являются истоками древней натурфилософии
Получается, что первая проблема, которая встает на пути комплексного исследования личности человека - это соотношение части и целого. С одной стороны, любая частность подвержена изменениям в результате изменений целостности или других частностей, равно как и целостность состоит из частностей, которые ее трансформируют. Говоря о человеке, мы подразумеваем множество самостоятельных целостностей:
- во-первых, совокупность человеческих способностей зависит от целостной способности всего организма.
- во-вторых, это совокупность психологических связей - характер.
- в-третьих, человек является совокупность общественных и исторических связей, которая проявляется в объективных формах, в которых он живет и действует - дух времени, государства и т. д.
Таким образом, мир, в котором человек живет - это те целостности, в которых человек живет и творит. Однако ни одна из них не есть целостное как таковое: это лишь целостности в ряду других целостностей. Хотя и существуют попытки к абсолютизации отдельных целостней, нередко они приводят к методологическим ошибкам в познании.
Парциальность психической деятельности
Парциальность человеческой психики проявляется в том, что она представлена высшими психическими процессами:
- восприятие,
- представления,
- внимание,
- память,
- мышление,
- речь,
- эмоции,
- сознание.
Восприятие - это базовый процесс опосредования информации из внешней среды. Это активный процесс, который формируется через активное взаимодействие человека с окружающей средой. Продуктом восприятия является образ, который играет ключевую роль в ходе интериоризации - с одной стороны, уменьшается число внешних манипуляций с объектом, а с другой стороны, начинает формироваться внутренний образ объекта, с которым взаимодействует человек. Характеристики, свойства и особенности объекта, которые человек изначально получает через физический контакт, переводятся вторично реконструируют во внутреннем поле в образ этого предмета.
Особенностями образов восприятия является их индивидуализированность: формирование образа не происходит в вакууме, оно направляется индивидуальным мотивами, установками и интересами. Основные свойства образа восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность.
Внимание - это процесс избирательного сосредоточения сознания, который позволяет выделить из поля восприятия локальную часть для работы. Внимание может быть произвольным, то есть направляемым сознательно, и непроизвольным, то есть определяемым физическими параметрами внешней или внутренней среды. Внимание сосредотачивает каналы нашего восприятия на тех объектах, которые нам нужны: избирательность осуществляется на разных уровнях, и на уровне контакта в том числе.
Колебательный характер внимания определяется разной чувствительностью анализаторов, системой ритмов мозга, и проявляется в периодических сменах акцента на одном или другом канале восприятия. Основные свойства внимания: объем, избирательность, переключаемость, концентрация, распределяемость.
Память - это психический процесс фиксации, переработки и актуализации получаемый информации. Это фундамент любого обучения и развития. Основная задаче памяти - это организация процессов по хранению информации. Однако хранение информации не статично: в процессе хранения информация подвергается переработке и трансформации - искажения, сужение объема, редукция содержания, добавление новой информации и т. д. Именно поэтому знания, хранящиеся в нашей памяти, активны, и за счет этого они влияют на наши установки, ценности и ориентации.
Память бывает:
- мгновенная - сенсорная память,
- кратковременная - несколько минут,
- промежуточная – 2-3 суток,
- долговременная - неограниченный объем,
- оперативная - вид кратковременной памяти в рамках рабочей задачи.
Мышление - это психический процесс, позволяющий выявлять существенные отношения между объектами. Мыслительный процесс реализуется за счет децентрализации, то есть способности выйти за пределы собственной точки отсчета и посмотреть на вещи с разных позиций. Децентрация позволяет ставить объекты в любые обстоятельства, выносить их за рамки времени - оно снимает любые ограничения, позволяя выйти за границы индивидуального опыта. Это происходит благодаря понятийному мышлению, которое позволяет выйти за рамки индивидуального опыта с помощью обобщения класса объектов. Понятийное мышление формируется в течение всего детства, проходя несколько этапов с последовательным формированием мыслительных операций: анализ, синтез, выявление сходства и различия, обобщение и конкретизация.
Речь является психическим процессом, воздействующим на все остальные процессы, совершенству их, повышая произвольность и самоорганизацию. Она является необходимым компонентом развития мышления, поскольку она позволяет выделять объект из среды, давая ему имя и включая в категорию сходных, что повышает развитие понятийного мышления. Кроме того, речь является организатором поведения человека, она направляет его, делает произвольным. Речь позволяет людям обмениваться мыслями и эмоциями. Речь является ключевым механизмом интериоризации, что важно для развития психических процессов.
Эмоции - это результат субъективного отражения отношения человека к окружающему миру. Эмоциональная сфера человека многообразна, сюда входят: эмоциональный тон ощущений, эмоциональные реакции, т. е. собственно эмоции, стойкое эмоциональное отношение, т. е. чувства, переживания, настроение. Все эмоциональные процессы характеризуется направленностью - положительной и отрицательной, степенью напряжения - слабая - аффект, уровнем обобщенности. Эмоции связаны с познавательными и мотивационными компонентами: с одной стороны, эмоции определяются потребностями человека, а с другой - его способностью понять и отразить свойства определенного объекта.
Целостность человеческой психики
Высшие психические процессы формируются не в силу только лишь возрастного развития, они формируются в результате воспитания и социализации личности, это продукты культурно-исторического развития личности.
Наиболее важной особенностью высших психических процессов является то, что они определяются не сами по себе, а только лишь свойствами осознаваемых внешних объектов: ведь возбуждение зрительного нерва не воспринимается в нашем сознании именно так, оно воспринимается в качестве внешнего объекта, его объективной формы, которая находится вне глаз.
Характеристики и свойства психических процессов представляются нам только через свойства и отношения внешних объектов. Получается, что процесс и результат психической деятельности отнесены к разным параметрам: процесс психической деятельности - к мозгу и его физиологическому субстрату, а результат - к внешним объектам и явлениям.
Нейрофизиологическая основа психических процессов остается недоступной для самонаблюдения: изменения работы нервной системы, которая обеспечивает реализацию психических процессов, не воспринимается человеком.
Получается интересный парадокс: процессы, реализуемые внутри нас, мы не воспринимаем, а объекты и явления, находящиеся вне нас - воспринимаем.
В домарксистской философии выделяется два основных направления для разрешения этого парадокса:
- ярко материалистическое: внутренний мир - это вместилище копий внешних объектов, образа не существует;
- ярко идеалистическое: мир образов и идей - единственно существующая реальность, материальных объектов нет.
Диалектический материализм говорит о том, что в результате взаимодействия человека с окружающей средой в структуре его мозга формируются процессы, отражающие свойства этой внешней средой. Получается, что причины и особенности развития психических процессов находятся вне организма.
Поэтому для понимания механизмов функционирования мозга, участвующего в реализации этих процессов, важно анализировать все многообразие внешних связей и отношений к данному индивиду.
Физиологическая составляющая психических процессов никак не представлена, что может быть объяснено тем, что если бы мы в каждый момент времени осознавали внутреннюю работу психики, то вероятнее всего это принесло бы искажения в нашу картину мира. Именно поэтому физиологические процессы, реализуемые локально внутри нас, представляются нам как разворачиваются вне нас.
Психические процессы - это целостная система, где каждый ее элемент уникален и незаменим для нормальной работы.
Основные принципы работы этой системы:
- принцип развития: все высшие психические процессы не даны нам с рождения, они развиваются на базе природных задатков в результате социализации и воспитания человека, обучения и получения индивидуального жизненного опыта. Природные задатки определяют границы возможного развития;
- принцип интериоризации: в основе развития любой психической функции лежит первоначально внешнее действие, которое последовательно трансформируется во внутренний процесс. В результате в сознании формируются замещающие структуры двигательных операций, которые ускоряют развитие психических процессов, способствуют их плавному и гармоничному развитию, т. е. уменьшается детальность реализуемых действий, возрастает обобщенность и произвольность. Овладение знакомой системой повышает уровень аутостимуляции и произвольности;
- принцип активности восприятия: психика развивается в результате практического взаимодействия человека с окружающим миром, и в том числе, она трансформирует это взаимодействие. Характер и особенности взаимодействия определяют прогресс и развитие психических процессов.