Цели и целеполагание личности
Цель – это осознанный и предвосхищаемый результат определенной деятельности человека.
Цели играют важную роль в саморегуляции личности человека, занимая фундаментальное положение в структуре его мотивации. Развитие личности немыслимо без осуществления прогнозирования собственных действий, предвидения собственного поведения и поступков. Ряд отечественных психологов, таких как Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев и т.д., в исследовании личности, особо указывали на значимость ее цели, как системообразующей деятельности каждого человека.
Любая деятельность человека предусматривает обязательное наличие цели и мотива. Без вектора «мотив – цель» невозможно реализовать собственную деятельность. То, какой будет деятельность, определяет поставленная цель, то есть ожидаемый человеком результат.
Цель представляет собой специфическую форму опережающую отражение, которое выступает либо в форме целеполагания, либо в форме предвидения. Наиболее активно личность проявляется на уровне целеполагания.
Целеполагание (формирование цели) – это сложный процесс, в рамках которого можно условно выделить ряд последовательных этапов: целеобразование, целеопределение, целеосуществление и целереализацию.
Целеобразование – начальный этап, на котором личность осуществляет формирование своих целей, связанных с актуальными мотивами и потребностями, условиями существованиями, а также в соответствии с собственными возможностями и ограничениями. То есть, на данном этапе происходит процесс постановки цели и подбор наиболее оптимальных методов по ее достижению.
Таким образом, целеполагание представляет собой целостный процесс по саморегуляции поведения и деятельности личности. Данный процесс не является спонтанным, так как он обусловлен определенным предметным содержанием деятельности, в рамках которой личность задает цели в конкретных «объективных обстоятельствах».
Формирование личности оказывает влияние на процесс целеполагания. Связано это с тем, что чем более развита личность, тем большее влияние на ее цели оказывают различные общественные институты, транслирующие личности установки, ценности и нормы. Однако все они подвергаются обработке собственным «Я» личности, ее внутренним миром и системой ценностей.
Кроме того, постановка целей личности зависит от когнитивных процессов, которые определяют способность личности предвидеть и прогнозировать, предугадывать последствия своих поступков и действий.
Таким образом, цели детерминированы предметным содержанием, личностным и интеллектуальным развитием человека.
Понятие и структура ценностных ориентаций личности
Ценностные ориентации – это элементы внутренней структуры личности, которые сформированы и закреплены жизненным опытом человека, а также в ходе процессов социальной адаптации и социализации.
Ценностные ориентации направлены на обеспечение устойчивости и целостности личности, они определяют программу и структуру сознания человека, стратегии его поведения и деятельности, организуют и контролируют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные виды и объекты деятельности и взаимоотношений, направленных на достижение поставленных целей.
Ценностные ориентации задают ряд важных компонентов жизни, таких как:
- Общая направленность устремлениям и интересам личности.
- Иерархия индивидуальных образцов и предпочтений.
- Мотивационная и целевая программы.
- Уровень престижных предпочтений и притязаний.
- Представления о механизмах селекции, критерии их значимости.
- Представления о должном, мере готовности и решимости к достижению поставленных жизненных целей.
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой оценочное отношение личности к совокупности духовных и материальных благ, рассматриваемых с точки зрения предметов и их свойств, целей и средств по удовлетворению собственных потребностей.
Ценностные ориентации выражаются в личностном смысле и жизненных идеалах, проявляются в форме социального поведения личности. Ценностные ориентации отражают то, как субъект относится к условиям собственной жизни и бытия, как результата оценочного и сознательного выбора наиболее значимых в жизни объектов и предметов.
Структура ценностных ориентаций личности – это иерархия ценностей, определяющая уровень их ранжирования непосредственно самой личностью.
Иерархическая структура ценностей личности представляет собой совокупность фиксированных и относительно зависимых друг от друга ценностей, которые направлены на сохранение порядка сосуществования всех ценностей человека.
В структуру системы элементов ценностных ориентаций входят три подсистемы:
- Когнитивная подсистема – включает в себя систему суждений, взглядов и убеждений о конкретном объекте, действии или явлении.
- Эмотивная подсистема – это подсистема, включающая в себя чувства и эмоциональные оценка объектов и действий.
- Поведенческая подсистема – это подсистема, в которую входят определенные действия и последовательность поведения личности в конкретных условиях.
Таким образом, ценностные ориентации личности не существуют сами по себе, они объединены в определенную систему, включающую в себя совокупность упорядоченных ориентаций и ценностей, важных для каждой отдельной личности.
Ценностные ориентации, тесно связаны с нормами поведения, образуя тем самым, ценностно-нормативную систему - совокупность и взаимообусловленность ценностных ориентаций и норм, касающихся всех проявлений общественной жизни, характерных для культуры данного общества.
Ценностные ориентации и ценности личности обладают рядом основных признаков:
- Совокупностей ценностей человека являются его достоянием, даже если их количество сравнительно не велико.
- Каждая личности обладает рядом ценностных ориентаций, при этом каждая из ценностей представлена в разной степени.
- Ценностные ориентации и ценности организуют собой совокупную систему.
- Истоками каждой человеческой ценности является культура конкретного общества и его институтов.
- Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.