Тревожность — это склонность человека переживать тревогу. Она характеризуется низким порогом появления реакции тревоги.
Особенности тревожности у подростков
Уровень тревожности чаще всего растет в случае нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях. Она может проявиться и у здорового человека, который переживает последствия психической травмы, и у человека с отклоняющимся поведением. В общем виде тревожность можно представить как субъективное проявление неблагополучности личности.
Тревожности характерна собственная побудительная сила, возникающая по причине отсутствия удовлетворения актуальных потребностей. Тревожность у подростков может «самоподкрепляться», приводя к дефициту в когнитивной, мотивационной и эмоциональной сферах.
Когнитивный дефицит представляет собой снижение памяти и умственной работоспособности. Мотивационный дефицит состоит в торможении попыток активного вмешательства в ситуацию, а эмоциональный дефицит характеризуется эмоциональной отстраненностью.
Одно из средств снижения тревожности и психической гармонизации развития личности подростков представлено арт-терапией. Коррекция заключается в особенной форме психолого-педагогической деятельности, которая направлена на формирование самых благоприятных условий, необходимых для того, чтобы оптимизировать психическое развитие личности ребенка, оказать ему специальную психологическую помощь.
В работе с ребенком важно применять гибкие формы психотерапевтической работы, при этом именно арт-терапия предоставляет возможность проигрывания, переживания, осознания конфликтной ситуации, проблемы. Это делается наиболее удобным способом для психики, а сам ребенок может даже не осознавать того, что с ним происходит, просто он испытывает тревожность.
Для арт-терапии характерны очевидные преимущества перед другими методами, которые имеют в основании только вербальную коммуникацию. С ее помощью активизируются процессы «самости» детей школьного возраста (например, самопознание, саморазвитие, средства искусства, профилактика неблагоприятных психоэмоциональных состояний).
Интерес к арт-терапевтической методике отражает потребность современных людей в более естественных и комплексных методах лечения и гармонизации. Здесь основное значение принадлежит разуму и чувствам, телу и духу, мужским и женским качествам, способностью к интроспекции и активным действиям.
Применение арт-терапии для снятия тревожности
Арт-терапия представляет собой средство коррекции, в котором преимущественно используется невербальное общение. Это обстоятельство делает ее особо ценной для тех, кто не в достаточной степени владеет речью, затрудняется словесно описать собственные переживания или, напротив, очень связан с речевым общением.
Символическая речь — это основа изобразительного искусства, позволяющая человеку чаще всего более точно выражать собственные переживания и по-новому посмотреть на жизненную ситуацию и проблемы, определяя благодаря этому путь решения.
В ходе осуществления арт-терапевтической работы может принимать участие любой ребенок. Для нее не нужно наличие специальных способностей к изобразительной деятельности или художественные навыки.
Продукты изобразительного творчества представляют собой объективные свидетельства настроения и мыслей человека. Это дает возможность применять их для ретроспективной оценки состояния в динамике, осуществления необходимых исследований и сопоставлений.
Преимущества групповой арт-терапии
Арт-терапевтическая работа способна вызвать у ребенка продуктивную обратную связь, позитивные эмоции. Она способствует преодолению стресса, плохого настроения, активизируя жизненную силу. Изобразительную деятельность считают положительным средством для налаживания контакта между людьми, их сближения и снятия разных видов напряжения.
Для снятия тревожности подростков часто используется групповая терапия. Среди ее преимуществ можно выделить:
- Развитие ценных социальных навыков;
- Осуществление взаимной поддержки участниками группы и решение общих проблем;
- Возможность наблюдения результатов собственных действий и их воздействие на окружающих;
- Осваивание новых ролей и проявление латентных качеств личности, наблюдение влияния модификации ролевого поведения на взаимоотношения с окружающими;
- Рост самооценки и укрепление личной идентичности;
- Развитие навыков принятия решений.
В состав дополнительных отличий групповой арт-терапии от индивидуальной терапии можно включить наличие особенной «демократичной» атмосферы, которая связана с равенством прав и ответственности членов группы. Они в меньшей степени зависят от арт-терапевта.
В большинстве случаев групповая терапия может потребовать соответствующих коммуникативных навыков и способности адаптации к групповым «нормам». Перечисленные отличия и возможности групповой арт-терапии в одинаковой степени характерны для многих форм вербальной групповой психотерапии.
В число основных различий можно включить то, что любые сеансы групповой арт-терапии для снятия тревожности у подростков предполагают не только взаимодействие с другими членами группы. Для них требуется самостоятельная изобразительная работа, оказывающая воздействие на динамику общего процесса.
Помимо этого, происходит сочетание стремления участников к «слиянию» с группой и сохранения групповой идентичности. С другой стороны, проявляется потребность в независимости и укреплении индивидуальной идентичности.
В равной степени для групповой арт-терапии характерно взаимодействие между участниками группы, которое налаживается с помощью средств вербальной и невербальной коммуникации. В этом процессе пациенты погружаются внутрь себя, что делает терапию чрезвычайно богатой по ее возможностям.