Общее понятие о социальных архетипах по Карлу Юнгу
Карл Юнг в своей теории об аналитической психологии и структуре личности человека высказал предположение о том, что одна из структурных единиц личности - коллективное бессознательное, состоит из мощных первичных психических образов – архетипов.
Социальный архетип – это врожденная идея или воспоминание, которое располагает человека к восприятию, переживанию и реакции на происходящие вокруг события определенным образом.
В действительности, они не являются воспоминаниями или образами как таковыми, а скорее, представляют собой предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в процессе реагирования на какие – либо воздействия окружающей действительности. В данном случае врожденной является именно склонность к определенному проявлению эмоциональной реакции на конкретные раздражители внешней среды.
Карл Юнг придерживался точки зрения о том, что каждый архетип имеет прямую связь с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации.
Ученый также предполагал, что образы архетипов и их содержательные особенности чаще всего отражаются в сновидениях человека, а также встречаются в культуре разных народов в виде символов, которые используются в живописи, литературе, религиозных обрядах и верованиях.
Огромное значение в психотерапии всегда имел анализ сновидений человека. Именно сновидения считаются проявлениями скрытых движений души, которые способны открыть картину особенностей психического расстройства человека.
В процессе анализа, возникающих образов во время сна, психотерапевт получает возможность выявить скрытые и бессознательные мотивы деятельности человека.
Что качается символизма в культуре различных народов Юнг подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам.
Он утверждал, что количество архетипов личности в коллективном бессознательном неограниченно. Однако особое внимание он уделял анализу содержания архетипов Маски, Аниме и Анимусу, Тени и Самости.
Характеристика основных социальных архетипов личности
Архетипы Аниме и Анимус являются составляющими одного целого архетипа и отражают идею Юнга о том, что каждый человек является носителем определенных психологических характеристик противоположного пола. Анима здесь является отражением женских бессознательных черт в мужском характере, а Анимус – мужских бессознательных черт в женском.
Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов.
Архетип Анимуса - это чувственный образ желанного мужчины, который способствует определению предпочтений женщины и в тоже время представляет собой внутреннего психологического мужчину, который живет в душе женщины. Проявлениями данного архетипа у женщины выступают такие качества как:
- стойкость,
- упрямство в отстаивании собственной точки зрения,
- уверенности в своих силах и собственной правоте.
Второй архетип - Архетип Персона или Маска - это та маска, которая присуща каждому человеку в общении с другими людьми. Это те социальные роли и индивидуальный стиль поведения, которые присущи каждой личности и выделяют ее среди других людей. Данный архетип позволяет человеку представить себя таким, каким бы он хотел быть в глазах окружающих людей о общества в целом.
Следует отметить, что персона или маска могут совершенно не совпадать с подлинными чертами личности человека.
В связи с этим данный архетип имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Доминирование его может привести к полной потере индивидуальности человека и вытеснению тех качеств, которые, по его мнению, не соответствуют создаваемой им идеальной картине личности. С другой стороны, Персона выполняет защитную функцию и ограждает душу человека от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Именно воздействие данного архетипа позволяет человеку избегать различного рода психических расстройств и депрессивных состояний.
Следующий архетип - архетип Тени, который находит свое выражение теневой животной стороне личности человека и включает в себя социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы человека, присутствующие у него аморальные мысли и страсти. Одновременно с этим данный архетип способен выступать в качестве источника жизненной силы человека, творческого начала в его деятельности. Карл Юнг в описании данного архетипа отмечал, что в функционировании данного архетипа решающую роль играет сознание, которое способно направить энергию Тени в нужное русло и способствовать тому, чтобы человек с одной стороны был способен к контролированию пагубных сторон своей личности, а с другой стороны имел возможность к открытому выражению своих желаний и импульсов и наслаждался здоровой и творческой жизнью.
Основным и самым важным архетипом проанализированным Карлом Юнгом является архетип Самости, которые представляет собой центральное образование личности человека, вокруг которого организованы и объединены все другие элементы. Именно благодаря данному архетипу все психологические системы личности находятся в единстве, что в свою очередь обеспечивает единство личности, ее равновесие и стабильность. Это центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно благодаря архетипам осуществляется процесс направления действий человека в определенное русло, схожее с тем, какие поведенческие стратегии существовали у предыдущих поколений человечества.
Архетипы представляют собой врожденные тенденции, находящиеся внутри коллективного бессознательного и являющиеся внутренними детерминантами психической жизни человека.