Общие представления об аналитической психологии и ее направлениях
Одним из направлений неофрейдизма, получившим свое развитие благодаря исследованиям швейцарского психиатра Юнга, является аналитическая психология, чьей основной целью изучения является усовершенствовании личности в процессе формирования ее целостности, при котором происходит гармонизация и сотрудничество сознания и бессознательного человека.
Эта цель находится в области изучения иррациональной стороны жизни человека и непосредственно связана с определенными символами, так как именно благодаря их существованию и воздействию на личность человека возможен процесс объединения сознательных и бессознательных содержаний.
Структура личности согласно теории Карла Юнга
В своей теории Карл Юнг выделил три компонента, составляющие единое целое личности человека:
- сознание или Эго;
- индивидуальное бессознательное;
- коллективное бессознательное.
Рассмотрим их более подробно.
Эго представляет собой сознание человека и все то, что человек имеет в виду говоря о себе самом: «Я». Основными элементами Эго являются ощущения, воспоминания, мысли и перцепции. Основной функцией Эго является процесс само отождествления человеком себя как личности и отделение себя от других людей и общества в целом. Фактически можно говорить о том, что Эго является центром личности, вокруг которого формируются все необходимые структуры и компоненты, являющиеся источника гармоничного развития личности человека.
Индивидуальное бессознательное является областью бессознательного и состоит из элементов, которые ранее находились на уровне сознания человека, но с течением времени были забыты или подверглись вытеснению в связи с их социальной неприменимостью или желанием человека забыть и подавить в себе травмирующие явления и поведенческие реакции. Личное бессознательной имеет в своей структуре следующие составные части: воспоминания (как детского возраста, так и сознательной жизни человека), ощущения, страхи, импульсы и желания, восприятие окружающего мира и реальной действительности, через призму имеющегося у человека опыта и сформированных паттернов поведения.
Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы, включающие в себя эмоции, воспоминания, желания. Они находят свое проявление в сознании человека в виде возникающих у него доминирующих идей и образов, которые в свою очередь формируют его отношение к событиям окружающей его действительности и оказывают определённое влияние на поведение человека и его образ мышления.
Такой тематический комплекс представляет собой ни что иное, как эмоционально заряженную группу мыслей, чувств и воспоминаний человека, которые могут проявляться в совершенно неожиданных ситуациях и которые способствуют формированию у человека определенных защитных механизмов психики. Одним из примеров подобного тематического комплекса может выступать отцовский или материнский комплексы, включающие в себя эмоции и впечатления, мысли и чувства, связанные с детским возрастом и взаимоотношениями, сформированными в данные период жизни человека. В психологии давно доказан факт непосредственной взаимосвязи между особенностями прожитого периода детства и проявлениями жизнедеятельности человека во взрослой жизни, начиная от имеющихся у него привычек поведения и заканчивая страхами и тревожными расстройствами, которые возникают в связи с вытесненными тревожными и травмирующими воспоминаниями детства.
Коллективное бессознательное является наиболее глубоким уровнем сознания и бессознательного психики человека и содержит в себе опыт прошлых поколений, который был накоплен на протяжении жизнедеятельности человечества в целом.
Данный уровень включает в себя универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Тот опыт, который находится в коллективном бессознательном личности является полностью бессознательным, сформированным в процессе эволюции человечества. Оно представлено в виде скрытых воспоминаний и опыта, передающегося на генном уровне. Прямым подтверждением существования коллективного бессознательного Карл Юнг считал повторяющиеся в культуре различных народов символы и образы.
Содержанием коллективного бессознательного являются так называемые архетипы. Рассмотрим их более подробно.
Общее понятие об архетипах
По мнению Карла Юнга, коллективное бессознательное находит свое проявление в архетипах, являющихся общими для всего человечества.
Архетипы представляют собой врожденные тенденции, находящиеся внутри коллективного бессознательного и являющиеся внутренними детерминантами психической жизни человека.
Именно благодаря архетипам осуществляется процесс направления действий человека в определенное русло, схожее с тем, какие поведенческие стратегии существовали у предыдущих поколений человечества.
Архетипы находят свое проявление в сознании человека в виде эмоций и связаны с такими моментами жизненного опыта человека, как рождение и смерть, основными стадиями жизненного пути, а также с реакциями на возникающую смертельную опасность.
Общее понятие о символах
Согласно теории Карла Юнга, бессознательный уровень психики человека находит свое проявление в первую очередь через символы.
Символ в структуре бессознательного имеет очень сложное значение, в связи с отсутствием подчинения каким-либо причинам извне. Символ всегда предполагает много значений, и эта многозначность не может быть сведена к единой логической системе. Юнг в своей теории выделял два вида символов:
- Индивидуальные символы
- Коллективные символы.
Индивидуальные символы – символы, спонтанно продуцируемые психикой человека, в отличие от образов, которые намеренно создаются художником. Чаще всего данные символы проявляются в снах и фантазиях человека.
Коллективные символы – это символические способы выражения и образы, представляющие понятия, которые человек не может чётко определить и полностью осознать.