Альфреда Адлера — это австрийский психолог, являющийся основоположником системы индивидуальной психологии, ключевое положение которой заключается в утверждении основополагающей роли врожденного «социального чувства» в формировании характера индивида.
Особенности анализа ранних воспоминаний
Анализ ранних воспоминаний А. Адлера является основным методом его индивидуальной психологии. С его помощью наглядно вычленяется жизненный стиль личности.
В памяти человека на бессознательном уровне сохраняются и в последующем вербализуются чувства и переживания, относящиеся к его настоящему состоянию и интерпретирующие его подход к жизни. По этой причине ранние воспоминания включают сведения о сегодняшнем стиле жизни личности.
Автор теории опирался на то, что воспоминания никогда не способны вступить в противоречие со стилем жизни. Если последний меняется под воздействием критических жизненных событий, то происходит изменение и ранних воспоминаний человека. В связи с этим Адлер считал, что ранние воспоминания включают информацию о сегодняшнем стиле жизни личности.
Основные положения теории Адлера
Теория ранних воспоминаниях — центральное звено в практике адлерианской консультации и психотерапии. Ее используют в исследовательских, диагностических и психотерапевтических целях.
Автор теории писал, что каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно не было или не казалось, представляет для человека что-то достопамятное. Оно определенным образом говорит ему: "Вот то, что ты должен ожидать", или: "Вот то, что тебе необходимо избегать", или: "Вот что такое жизнь".
Согласно этой теории важно не само событие, а именно тот факт, что данное переживание способно настойчиво сохраняться в памяти, используясь для кристаллизации значения, придаваемого жизни. Каждое воспоминание, таким образом, представляет собой напоминание.
Воспоминания ни в каком случае не вступают в противоречие со стилем жизни. Если он вдруг поменяется, то произойдет и изменение воспоминаний, то есть индивид уже будет вспоминать другие случаи или интерпретировать вспоминаемые случаи другим образом.
Метод ранних воспоминаний Адлера применяют чаще всего в исследованиях, при осуществлении диагностики и психотерапии. Подобное исключительное положение метода ранних воспоминаний в рамках индивидуальной психологии можно объяснить 2 причинами:
- Он включает фундаментальную оценку человеком самого себя и своего положения, являясь его первым обобщением явлений, первым более или менее полным символическим выражением самого себя и тех требований, которые к нему предъявляются;
- Метод является субъективной стартовой точкой, началом автобиографии, которую человек для себя создает.
В связи с вышесказанным можно часто обнаружить в этой теории контраст между пережитым в определенное время состоянием слабости и неадекватности с теми целями силы и безопасности, которые человек для себя считает идеальными. Само по себе событие не является таким важным, как тот факт, что именно переживание способно настойчиво сохраняться в памяти и использоваться для кристаллизации того значения, которое ему придает человек.
Каждое воспоминание — это так называемое напоминание, любое из них никогда не может вступить в противоречие со стилем жизни. Стиль жизни меняется, воспоминания также сразу подвергаются изменениям.
Преимущества и недостатки метода Адлера
Методика ранних воспоминаний, разработанная Адлером, обладает рядом достоинств и недостатков. К ее преимуществам можно отнести следующие явления:
- Человек с готовностью идет на рассказ (описание) своего раннего воспоминания, поскольку считает их «просто фактами» (значение воспоминаний не осознается). Едва ли кто-нибудь способен понимать свое раннее воспоминание, а посредством ранних воспоминаний человек признается в своих жизненных целях, в своем отношении к окружающим людям и в собственном взгляде на мир нейтральным и не затруднительным для себя образом.
- Для психологических целей нет разницы, является ли первое воспоминание на самом деле самым ранним событием, которое может вспомнить человек, и даже является ли оно вообще воспоминанием из реальности. Они имеют значение только в той мере, в какой принимаются (значение рассматривается в их интерпретации, способности переносить что-то в настоящее и будущее).
- Возможность использования в группах по причине компактности и простоты метода.
На желание и способность клиента воспроизвести одно из ранних воспоминаний негативно влияют самые разнообразные факторы. В первую очередь к ним относятся травмирующие события детства (например, инцест), измененный жизненный стиль, к которому не может подойти ни одно из действительных воспоминаний. Также к препятствиям относятся нарушения в работе мозга, неврологические расстройства или недостаточное доверие к психотерапевту или психотерапии в целом.
Помимо того, что индивид не имеет возможности воспроизвести свои ранние воспоминания, такой человек не развивает у себя индивидуальных базовых убеждений. Автор предусматривает и вариант, что люди, которые говорят, что у них не имеется ранних воспоминаний, имели не очень приятное детство. Для обнаружения первого воспоминания в этом случае психотерапевт задает наводящие вопросы для обнаружения того, что нужно для работы.
Иногда в таких ситуациях психотерапевты, работающие по методу Адлера, могут предложить человеку «придумать воспоминание». Для многих людей это и представляет собой спонтанное решение для того, чтобы вспомнить что-либо, некоторые же могут только обозначить общие черты «воображаемого» воспоминания, какие-то фрагменты, смутно выражающие надежду или желание.
Адлер отмечал, что применение воспоминаний с целью стабилизации настроения легко можно увидеть в обычном поведении. Человек, переживающий поражение и утрачивающий уверенность в своих силах, вспоминает прежние случаи поражений. Если он находится в меланхолии, то все его воспоминания характеризуются меланхоличностью и т. д.