Конфликт: понятие и сущность
Конфликт - это столкновение двух или более сторон, вызванное несовпадением их интересов, мнений или взглядов.
Для наличия конфликтной ситуации необходимо несколько составляющих. Во-первых, ситуация в качестве конфликтной должна восприниматься обеими сторонами: если хоть один из участников не расценивает для себя ситуацию как конфликтную, то она и не будет развиваться в непосредственный конфликт. Соответственно, чтобы это произошло, необходимо наличие личностной значимости происходящей ситуации для обоих участников: она может быть связана со значимыми ценностями для человека, затрагивать какие-то потребности. И еще один важный компонент - это наличие активных действий обеих сторон, потому что если участники не предпринимают никаких действий по достижению собственных целей, то и конфликта нет.
Педагогический конфликт - это разновидность межличностного конфликта, который разворачивается между субъектами педагогического процесса: педагогом и воспитанником, педагогом и родителем, а также между классом и педагогом.
В основе любого конфликта заложена неудовлетворенность, которая проистекать из каких-то объективных причин или субъективных. В связи с этим, глобально выделяют два вида педагогических конфликтов с точки зрения природы происхождения:
- объективные: основаны на противоречии ролевых позиций (например, позиция учителя - учить, а позиция ученика - пойти пообщаться с друзьями); недостаточной удовлетворенности базовых потребностей участников конфликта (например, учитель или ученик банально не успели покушать, недоспали и т.д.); разнице жизненного опыта и мировоззренческих позиций (например, учительница "советской закалки" не принимает внешний вид ученицы с пирсингом, цветными волосами); директивный формат работы учителя (жёсткие требования и дисциплина); представление о роли учителя в социуме в целом; нестабильность социально-экономической ситуации (кризисы, смена политической обстановки).
- субъективные: различие в нейродинамических особенностях психики (разница темпераментальных характеристик, темпа, ритма, скорости восприятия информации); основаны на психологической несовместимости учителя и ученика (наличие черт личности, которые раздражают или отталкивают); неумение выстраивать коммуникацию (неразвитая коммуникативная культура); наличие личностных проблем у участников конфликта (ссоры, трагедии); несоответствие требований, предъявляемых ученику, с его индивидуальными возможностями; сложности с самооценкой (например, завышенная самооценка ученика не соотносится с поставленной оценкой за его работу)
К видам педагогических конфликтов относят:
- системные: конфликты, возникающие в результате наличия проблем в самой системе образования
- процессуальные: конфликты, возникающие в процессе образовательного процесса (некорректно составленное расписание, внезапная замена учителя)
- результативные: конфликты, возникающие в результате несоответствия запланированного и реального результата (ученик не согласен с поставленной оценкой за выполненную работу)
Анализ педагогического конфликта
Психологический анализ конфликтной ситуации - это чрезвычайно важный этап для ее последующего решения. Во-первых, он позволяет педагогу уйти от преждевременных оценок и мнений, переключиться с самого поступка на личность ученика, проанализировать причины и корни проблемы. Во-вторых, качественный анализ конфликта помогает сформировать последовательную педагогическую стратегию для дальнейшего разрешения.
Психологи отмечают, что любой педагогический конфликт важно анализировать с трёх позиций:
- с точки зрения особенностей организации образовательного процесса: какой формат работы выбран, стиль руководства
- с точки зрения межличностных особенностей взаимоотношения участников конфликта (статусы, роли, позиции)
- с точки зрения индивидуальных особенностей участников конфликта (возраст, пол, конфликтогенные особенности личности)
Также в анализе конфликтной ситуации важно учитывать особенности возрастного развития учеников: наиболее часто конфликты возникают в 1 классе (в силу адаптации ребенка к новым условиям), в 5 классе в результате перехода из начальной школы и в среднюю, в 8-9 классе из-за возникающей тревожности по поводу дальнейших жизненных выборов и подросткового кризиса, в 11 классе - в силу стремления самоутверждаться в силу ощущения бессилия перед самостоятельной жизнью.
Большую роль в анализе педагогического конфликта играет позиция педагога по отношению к конфликту. Если педагог оценивающе смотрит на нее, оставаясь в директивной позиции, то анализа не произойдет, будет осуществляться только оценка поступка. Педагогическая децентрация же дает возможность выйти учителю из директивной позиции и осмыслить свои ошибки и просчеты, которые могли привести к данной ситуации. В этом аспекте вновь подтверждается положительная сила конфликтной ситуации, которая дает возможности для роста всем ее участникам, поскольку конфликт является отражением напряжения всей межличностной структуры отношений. Взгляд на природу конфликтной ситуации неоднозначен: нельзя сказать, что конфликт - это обязательно нечто плохое. Напротив, многие психологи отмечают позитивную направленность конфликта, связанную с повышением устойчивости группы. Конфликты вскрывают уже имеющиеся нарушения в структуре отношений, поэтому опасность скорее кроется именно в скрытых конфликтах, а не открытых.
Способы разрешения конфликта
Важную роль в процессе разрешения конфликтной ситуации играет личная позиция педагога на природу конфликта: считает ли он, что это непременно плохо; старается не замечать явных признаков конфликта; воспринимает конфликт личностно (как показатель его плохой работы), или же принимает непосредственное участие в нем. С точки зрения способов решения конфликта, выделяют 3 основных направления работы:
- реализация действий, направленных на изменение самой ситуации
- реализация действий по изменению отношения к данной ситуации
- реализация действий по внутриличностному изменению
Многие учителя выбирают 2 стратегию и делают вид, что конфликта не существует или он несерьезный. В любом случае, некоторые педагоги стремятся избегать признания конфликтной ситуации, считая, что она является отражением их некомпетентности как педагогов. Однако суть в обратном: именно умелая деятельность педагога в данной ситуации способна повлиять на формирование позитивного исхода конфликта. Даже если конфликт носит горизонтальный характер, происходит между учащимися, педагогу важно быть включенным в ситуации, поскольку дети не способны еще в силу возрастных особенностей выйти из данной ситуации. С точки зрения психологии личности, при анализе конфликта важно учитывать такое понятие как эго-состояние учителя: ребенок, родитель, взрослый.
Эго-состояние - понятие из транзактного анализа, отражающее внутреннее самоощущение человека, которое выражается в форме конкретной роли: ребенок, родитель, взрослый.
Наиболее благоприятное эго-состояние учителя для при анализе и последующем разрешении конфликта - позиция принимающего и понимающего взрослого. Ученику важно, чтобы его воспринимали на равных, особенно в подростковом возрасте. В младших классах актуальна позиция принимающего родителя в силу того, что младшие школьники еще не способны осознать зону собственной ответственности и принимать самостоятельные решения, здесь им нужна лёгкая директивность. Наименее благоприятная позиция для учителя в конфликте - это позиция «Родителя», она моментально вызывает антагонизм ученика, который оформляется в позиции «Ребенка».
С точки зрения позиции участия в конфликте можно выделить следующие формы разрешения конфликтной ситуации: дискуссии-обсуждения сложившейся ситуации, индивидуальные беседы, работа через других учеников посредством усиления групповой ценности сохранения дружественных отношений, когда весь класс работает на разрешение конфликта. Нередко к решению проблемы приглашаются родители или другие педагоги. Данная стратегия имеет смысл только тогда, когда этот приглашенный субъект действительно личностно заинтересован в разрешении конфликта и готов предпринимать активные действия. Также важна личностная значимость этого лица для конфликтующих участников (это может быть любимый педагог, наставник и т.д.).